В бывшем столичном Октябрьском дворце (Международном центре искусств) состоится концерт российского государственного камерного оркестра «ВИРТУОЗЫ МОСКВЫ» (художественный руководитель и дирижер Владимир Спиваков, солист — один из наиболее востребованных в мире пианистов Денис Мацуев).
Спиваков и его оркестр — частые гости Киева. Молодой музыкант Денис Мацуев также неоднократно играл в нашем городе. Киевляне слушали его интерпретации академической музыки (именно здесь он широко популярен) и даже джаза. Помню, с удовольствием побывала летом 2005-го в столичной Опере, где Мацуев и его четверо партнеров, включая московского ветерана джазового саксофона Георгия Гараняна, провели отличный небольшой акустический «камерный», если можно так назвать выступление на сцене огромного зала, околоджазовый вечер.
Организатор нынешнего проекта — компания INTERCLASSIC — и гости приготовили на 3 февраля для киевских слушателей академическую программу. Прозвучат Симфония №24 В.А.Моцарта, «Маленькая Данелиада» Гии Канчели, Симфония d-moll Луиджи Боккерини, I фортепианный концерт Дмитрия Шостаковича и Три танго Астора Пьяццоллы (солист Никита Власов, аккордеон). В концерте будет участвовать еще один россиянин — стипендиат фонда В. Спивакова молодой трубач Кирилл Солдатов. Встреча с их искусством будет интересной. Во-первых, потому, что, несмотря на радости и невзгоды — переезды, отели, нескончаемые встречи и расставания, срочно подготовленные премьеры и сто раз проверенные бисовки, постоянный неиссякающий бурный концертный поток, по которому плывет непотопляемое судно под названием «Виртуозы Москвы», не может его расшатать. Словом, весь разнобой артистической круговерти не мешает «Виртуозам» быть одним из выдающихся камерных коллективов современности. А во-вторых, потому, что Денис Мацуев — одна из самых противоречивых фигур на мировом фортепианном небосклоне. Он по-настоящему востребован и на Западе, и на постсоветском пространстве. Но его несколько «отлакированное» мастерство постоянного персонажа академической концертной эстрады подчас вызывает критику поклонников чистого академизма. Думаю, его искусство, как и положено мастеру сцены и, как теперь пишут в афишах, «живого звука», действительно балансирует на грани академизма и филармонической «эстрадности» в самом добром значении названного понятия. Несравненная виртуозность Дениса Мацуева и отсутствие для него каких бы то ни было технических затруднений — аксиома. Насколько велик его человеческий потенциал, что несет слушателям мастерство пианиста, какова его артистическая зрелость, как прозвучит его Шостакович — вопросы, на которые даст ответ концерт 3 февраля. И если личность зрелого Спивакова, уникальной по своей музыкантской качественности фигуры мирового исполнительского Олимпа, и уровень его коллектива хорошо известны всем, пристрастившимся к настоящей музыке, то имя 30-летнего Дениса Мацуева еще не настолько на слуху у нас и требует предваряющего сопроводительного комментария.
Внешне Мацуев весьма, как говорится, фактурен: высокий, атлетического сложения сибиряк. Он родился в семье профессиональных музыкантов в Иркутске. С 15 лет учился в Москве, куда переехала семья, в центральной музыкальной школе (ЦМШ) при консерватории. В 16 яркий дебютант становится стипендиатом фонда «Новые имена», и его карьера концертанта с той минуты не прекращается ни на день. Он блестяще окончил Московскую консерваторию. Поворотным в судьбе музыканта стал 1998 год: получив Гран-при на Международном конкурсе пианистов в Париже, он вскоре становится победителем XI Международного конкурса им. П.Чайковского (I премия), одного из самых престижных в мире. И сегодня нет большой страны, в которой он не играл, прославленного дирижера, с которым он не сотрудничал, замечательного зала, не подарившего ему своих оваций. Пианист дружит с настоящими звездами мирового арт-бомонда: композитором Эндрю Ллойдом Уэббером, автором легендарных рок-опер, маэстро Спиваковым, Родионом Щедриным, Майей Плисецкой, Святославом Бэлзой, Еленой Образцовой, Игорем Бутманом, общается с такими легендами джаза, как Чик Кориа и Бобби Макферрин. Он выступал перед английской королевой в Букингемском дворце, Папой Римским в Ватикане, Биллом Клинтоном в Белом доме, Борисом Ельциным и Владимиром Путиным в Кремле, президентами, генералами, шейхами…
Как он играет? Отлично. Подтверждение тому — его блестящий сольный CD-2004 Tribute to Horowitz. Затем в 2005-м вышли Пятый фортепианный концерт Р. Щедрина, записанный в сопровождении симфонического оркестра Баварского радио под управлением Мариса Янсонса и второй сольник «Времена года» П. Чайковского и три фрагмента из балета «Петрушка» И. Стравинского. Цена билетов 50—1500 гривен. Интересно, кто «потянет»?