Конча-Заспа — понятие не географическое, а, скорее, социальное. Когда-то эта территория в двух десятках километров от Киева была почти нетронутой — прекрасная смесь из озер, ответвлений Днепра, болот, ивняков, лесных чащ. Настоящий рай для рыбы, комаров, косуль, лисиц, куниц, белок, хорьков, выдр, горностаев, ласок, барсуков, енотовидных собак, диких кабанов, чирков, перепелов, горлиц, куликов, болотных курочек. Этот пространный список живности заказника Конча-Заспа я взял из путеводителя по Киевской области, изданного в 1958 году. Тогда же, кроме братьев наших меньших, за зелеными заборами уже гнездились и множились партийные, правительственные и ведомственные резиденции и лечебно-оздоровительные учреждения. Особый романтический ореол Конче-Заспе придавали загородные жилища украинских советских поэтов и писателей. И тех, кто каким-то чудом выбрался с Соловков, и их коллег, писавших на них доносы. Такой вот печальный симбиоз. Однако, если раскрыть наугад любую украинскую книгу 60—70-х годов, почти наверняка на последней странице будет написано «Киев — Конча-Заспа».
Лилия Майстришина общается с художниками |
И в таком месте, где концентрируются успех, амбиции и богатства украинской элиты, вдруг появилось сооружение, абсолютно диссонансное доминирующему эклектизму частных имений. Дорогие авто притормаживают на дамбе, интересуясь, кому из миллионеров принадлежит этот рационалистический двухэтажный дом. И оказывается, что ворота и прозрачные двери в нем всегда (кроме понедельника) гостеприимно открыты. «Коло Заспи» — надпись на информационном щите гласит, что перед вами первая в Украине загородная художественная галерея. В названии — игра слов: «коло» означает «возле» и, конечно, «круг», а галерея «Коло» хорошо известна в Украине и за ее пределами. За пять лет своей деятельности небольшой коллектив единомышленников совершил чрезвычайно много добрых и нужных дел, распространяя и пропагандируя искусство прошлых лет и талантливых творцов наших дней. Хорошо известны и чрезвычайно успешны благотворительные аукционы, проведенные галереей «Коло».
Что же побудило пропагандистов качественного искусства отправиться из шумного центра Киева в украинский Беверли-Хилз? Ведь от художников часто можно услышать раздраженное: «Если олигарх не идет к художнику, то пусть он убирается к черту!» Но не следует забывать, что у новых жителей Кончи-Заспы есть довольно много того, что может принести пользу людям искусства. Во-первых, конечно, деньги (не верьте басням о том, что талант расцветает только у голодного художника), во-вторых, значительные территории и кубические метры помещений, в которых можно разместить не только микроофорты, но и крупногабаритные холсты и монументальные скульптуры. Директор галереи «Коло» Лилия Майстришина первой не только осознала, но и воплотила в реальность свой замысел приблизить качественное (а потому не копеечное) искусство к потенциальному потребителю, который часто становится жертвой придорожных мошенников, которые, воспользовавшись хронической занятостью ежедневными делами и оторванностью от информации о мировых культурных течениях, умудряются сбывать ему жуткие подделки живописи или гипс а-ля бронза. Галерея «Коло» нашла и, наверное, сможет удерживать баланс между коммерческой и просветительской составляющими искусства.
P.S. Даже если у вас есть деньги только на рейсовый автобус в Кончу-Заспу, найдите возможность провести время с лучшими живописными, графическими, скульптурными произведениями украинских художников в галерее «Коло Заспи». Настоящее искусство всегда демократично.