UA / RU
Поддержать ZN.ua

РАБОТОРГОВЛЯ: МЕЖДУНАРОДНОЕ ЗЛО С УКРАИНСКИМИ ЖЕРТВАМИ

В стране, где национальной героиней №1 является Роксолана — рабыня, ставшая султаншей, — тема работорговли, касающейся преимущественно слабого женского пола, приобрела за последние годы особую актуальность...

Автор: Елена Раскина

В стране, где национальной героиней №1 является Роксолана — рабыня, ставшая султаншей, — тема работорговли, касающейся преимущественно слабого женского пола, приобрела за последние годы особую актуальность. И, конечно, не только в связи с появлением на экранах телесериала «Роксолана». Просто сериал этот получил прискорбное продолжение в виде исковерканных судеб множества украинских женщин, поехавших работать за границу и в результате проданных в рабство. Правда, султаншами они не стали — дело ограничилось гаремом, то бишь принудительной проституцией.

18 сентября в Доме кино состоялась премьера документального фильма «Жертвы молчания», снятого Интерньюз и посвященного украинским роксоланам. Премьерой этой Международная организация по миграции (МОМ) открыла информационную кампанию, направленную против торговли людьми, значительная часть которых является украинскими гражданами, вернее, гражданками. Цель этой акции, как, впрочем, и документального фильма, — помочь «жертвам молчания», снять завесу, покрывающую их судьбы.

Впрочем, нынешних роксолан никто не угоняет в рабство, их просто обманывают. Женщины едут работать в Грецию или Германию — официантками, горничными, танцовщицами, а в результате оказываются рабынями. В фильме пострадавшие сами рассказывают о себе: одни — с закрытым лицом или измененным голосом, другие — так сказать, с поднятым забралом. Вероятно, по замыслу создателей фильма, первыми нарушить молчание должны были сами жертвы, а затем уже речевую эстафету следовало подхватить общественному мнению.

Горько сознавать, что отечественное общественное мнение предпочитает безмолвствовать или осуждать жертвы. Счастливицы, которым удалось сбежать из албанского или югославского рабства и вернуться на родину, зачастую становятся жертвами уже не молчания, а осуждения или презрения окружающих — мол, сами виноваты. Положение осложняется тем, что на сегодня в Украине обезврежен и наказан только один работорговец — гражданин Греции — и его сообщница-украинка. Одно раскрытое уголовное дело при тысячах жертв! А пока отечественное правосудие прикрывается этим единичным достижением как фиговым листком, за дело взялась Европейская комиссия.

Впрочем, проект «Борьба с торговлей женщинами: Украина» — одним из этапов которого является информационная кампания — был инициирован правительством Украины при поддержке Европейской комисии и МОМ. Была также создана Межведомственная координационная группа по реализации этого проекта, возглавляемая вице-премьер-министром Украины. В эту группу вошли представители отечественных министерств, ведомств и общественных организаций. Впрочем, особая роль в помощи жертвам работорговли принадлежит неправительственной организации «La strada», которая даже создала учебник по этой проблеме и утвердила его украинский вариант в нашем Министерстве образования.

Проект, упомянутый выше, состоит из трех этапов — информационного, в который входят, собственно, превентивные меры (создание теле- и радиопередач, посвященных работорговле, а также учебных материалов, листовок и плакатов); содействия уголовному преследованию работорговцев и защиты потерпевших. В сущности, с первым и третьим этапами все понятно — общественное мнение разбудить можно, защитить потерпевших с помощью интенсивных реинтеграционных мер тоже вполне реально. Но как быть с уголовным преследованием работорговцев? На сегодня, напомним, в Украине раскрыто только одно такое дело! Если отечественная Фемида и дальше будет бороться с работорговцами и их сообщниками такими черепашьими темпами, то при всех усилиях гуманных зарубежных организаций кардинально ситуация не изменится. Вероятно, в ближайшее время нас ожидает только «косметический ремонт» наболевшей проблемы.

Впрочем, в рамках проекта предполагается наращивать обмен информацией на международном уровне по части уголовного преследования работорговцев с приспешниками. А пока торговля людьми представляет собой отлично налаженный бизнес с огромными финансовыми возможностями. Ситуацию осложняет еще и то, что работорговцы часто действуют как агенты по трудоустройству или брачные посредники, а в законодательстве — не только украинском, но и международном — отсутствует механизм борьбы с преступниками такого рода. Украина, однако, стала первым из постсоветских государств, где существует уголовная ответственность за работорговлю.

МОМ поддерживает деятельность горячей телефонной линии, куда могут анонимно обратиться потерпевшие. «Необізнаність знищує. Телефонуйте (044) 224-04-46» — этот призыв можно найти на многих листовках этой организации. Впрочем, к неосведомленности следует прибавить наивность и легковерие. Многие наши низкооплачиваемые граждане за мифическими золотыми горами готовы поехать куда угодно и без всяких правовых гарантий. Таким образом, работорговцам остается лишь сочинить красивую сказку и, как на приманку, ловить на нее рыбок-роксолан. Увы, наших несчастных жертв сказочников-работорговцев ожидает несладкая участь. И даже если им повезет и они смогут вернуться к нормальной жизни, психологическая травма останется на всю жизнь. Будем надеяться, что информационная кампания, начатая МОМ, пошатнет не только неосведомленность, но и легковерность наших граждан.