Наверняка, не только почитателям творчества Владимира Высоцкого хорошо известно, что в Израиле «на четверть бывший наш народ». Так что в чем-чем, а в поисках «врагов народа» тамошний люд толк понимает. Одним из первых это почувствовал «русский мафиози» из Донбасса Иосиф Кобзон, а буквально на днях тяжкую длань израильских «охотников за ведьмами» испытал на себе известный украинский предприниматель, президент Всеукраинского еврейского конгресса (сокращенно - ВЕК) Вадим Рабинович. Самое любопытное, что произошло это в связи и по поводу предстоящего торжественного вручения ему приуроченной к 50-летию Израиля премии «За особые заслуги в развитии еврейской жизни» от широко известного религиозного просветительского фонда «Эш ха-Тора». Видимо, то, что из 20 лауреатов этого года Европу представляли лишь баронесса Тэтчер и почетный доктор философии киевского Соломонова университета Рабинович, не совсем понравилось некоторым компетентным и пишущим органам государства, у колыбели которого, кстати говоря, стояли господа Жаботинский и Голда Меир из небольших украинских местечек. Но таких тогда было сравнительно немного. Сегодня же число и качество переселившихся из колыбели реального социализма в колыбель реального иудаизма превысили, по-видимому, некий допустимый конкурентный уровень, после чего вступила в действие народная мудрость «Що багато, то не здраво». Обо всем вышесказанном мы и решили побеседовать с героем израильской прессы последних нескольких недель.
- Вадим Зиновьевич, как вам показалась премия?
- Впервые она мне «показалась» 9 августа, когда сообщение о ее присуждении и список лауреатов были опубликованы в газете «Нью-Йорк таймс». В основном это были серьезные американские бизнесмены, к которым «присоединились» бывшие премьер Великобритании Маргарет Тэтчер и представитель США в ООН Джин Кирпатрик, губернатор штата Нью-Джерси Кристин Уитмен и американский сенатор Джозеф Биден, а также ваш покорный слуга. Вообще же с фондом «Эш ха-Тора», в состав совета директоров которого входят преимущественно известнейшие представители американских масс-медиа, наш ВЕК сотрудничает давно. Последняя наша совместная акция - к 1 сентября все учащиеся еврейских школ Украины получили набор из учебных пособий и канцелярских принадлежностей.
- А сколько таких школ в Украине?
- Специализированных - четыре. Но есть еще целый ряд воскресных и вечерних. Ну и, естественно, единственный в Европе специализированный еврейский Соломонов университет, чей диплом признается в Соединенных Штатах и где около половины студентов - неевреи. Да что там говорить: лучшим студентом факультета иудаики стал украинец!
- Давайте вернемся к премии. Как вы полагаете, почему ее вручили именно вам?
- Мне кажется, скорее всего потому, что нужно было как-то отметить тот огромный вклад, который внесли в становление и развитие Израиля сотни тысяч выходцев из бывшего Союза. Ибо с грустью приходится констатировать, что эти люди, с одной стороны, вроде бы есть, а с другой - их там как бы и нет.
«Когда маленькая страна за короткое время увеличивает свое население почти на 15 %, она оказывается перед выбором: либо превратить новоприбывших в подсобную силу, гарантировав старожилам заведомые преимущества, либо стремиться максимально использовать чудом доставшиеся возможности и целенаправленно расширять научное, производственное, культурное пространство страны. Как это ни печально, израильское общество чаще предпочитает первый вариант».
Инна Стессель.
Мой «русский» Израиль
- Три-четыре года назад представители «Сохнута» утверждали, что украинские бизнесмены еврейского происхождения не принимают никакого участия в благотворительной деятельности. А как сейчас?
- Они говорили сущую правду. Еще пару лет назад различные еврейские организации Украины (а их насчитывалось до 300) ходили с протянутой рукой. Так что когда ко мне пришла группа местных раввинов и попросила организовать такую деятельность, пришлось провести определенную работу среди своих коллег. В конце концов мы решили покончить с практикой «протянутой руки» и за счет собственных средств собрали миллион долларов. А 23 февраля 1997 года провели первый съезд ВЕКа, куда вошли 220 еврейских организаций. Сегодня в наиболее крупных городах Украины работают наши региональные отделения. Первым делом мы открыли столовые для неимущих - прежде всего пожилых - евреев, хотя паспорт никто не спрашивает. Потом мы организовали детские лагеря двух видов - спортивные и религиозные. Начали издавать еврейскую литературу, проводим ежемесячный мониторинг антисемитизма в Украине, выкупили киевскую синагогу Бродского, перебазировав оттуда за собственный кошт детский кукольный театр. В религиозные праздники все еврейские общины получают подарки для своих членов, начат выпуск новой газеты «ВЕК».
- Принимает ли ВЕК участие в возвращении золота, вывезенного из Украины во время войны?
- И да, и нет. С одной стороны, мы являемся участниками процесса денежной компенсации жертвам Холокоста. Я, например, возглавляю бюджетный комитет, связанный с соответствующим швейцарским фондом. Но, с другой стороны, чтобы на что-то претендовать, надо предъявить серьезные документы. Поэтому мы создали инициативную группу, которая пытается получить доступ к национальным архивам, как это сделали в свое время американцы. Пока, увы, компетентные органы, включая СБУ, ничего не предприняли в этом направлении, хотя мы готовы финансировать соответствующую работу. Налицо типичная позиция нашего чиновника: раз проблема ему не интересна лично, она априори неперспективна. Ну а гуманитарные соображения пока не входят в перечень чиновничьих приоритетов. Между тем Украина - одна из самых пострадавших стран Европы - имеет весьма серьезные шансы на получение компенсации.
- То, что президент Российского еврейского конгресса Владимир Гусинский и президент ВЕКа Вадим Рабинович заняты созданием мощных медиа-холдингов, - это случайное совпадение или скрытая закономерность?
- Безусловно, совпадение. Все, что меня в данном случае интересует, - как заработать деньги с помощью масс-медиа. В принципе, не считая официозов, я могу купить практически любую газету в течение дня. Но если в ней нет элементов бульварщины, финансово она бесперспективна. В этом смысле здесь была бы очень популярна израильская пресса.
- Каким вы видите будущее ВЕКа?
- Боюсь, что его деятельность сосредоточится в ближайшее время только на социальной помощи. При этом, я считаю, что Украина - одна из немногих стран в СНГ, где ситуацию можно спасти. В свое время я уже говорил: то, что Украина запаздывает с реформами, - и плохо, и хорошо. Главный позитив - возможность учиться на чужих ошибках из копилки опыта СНГ, поскольку практика Польши, Венгрии, Чехии - это не про нас.
Еще одно важнейшее направление нашей будущей деятельности - межконфессиональный диалог, для чего ВЕК вступил во Всемирную организацию христиан и евреев. Ведь в истории украинского и еврейского народов, помимо черных страниц, было множество примеров плодотворного сотрудничества. Скажем, премьером первого правительства независимой Украины был Исаак Мазепа, а в министрах по делам национальностей у него числился еще один еврей. Во время разгоревшихся в Израиле страстей вокруг моего награждения председатель Всеизраильского объединения выходцев из Украины Моше Лайнер заявил, что он испытывает недоверие к Рабиновичу, потому как в уставе ВЕКа нет ни слова об алие (исходе) в Израиль. Так вот наш конгресс никогда не станет агентством по организации алии. Если это плохо, я готов вернуть награду.
В свое время советские диссиденты добивались не того, чтобы все могли разъехаться по национальным квартирам, а возможности жить там, где хочется. Это - один из фундаментальных постулатов демократии. Тем паче, что в независимой Украине нет государственного антисемитизма. Иными словами, мы намерены помогать тем людям, которые хотят остаться здесь. С этой целью хотим восстановить синагоги и в малых городах. К сожалению, несмотря на указ Президента 12 синагогам не удается вернуть их прежний статус. С этой же целью делаем ставку на молодежь, в частности на выпускников Соломонова университета. Тем самым мы хотим нарушить монополию так называемых «профессиональных евреев», которые прежде числились в активистах антисионистских комитетов, а теперь - в прямо противоположных, причем главное их занятие - разъезжать по всевозможным зарубежным конгрессам и симпозиумам.