UA / RU
Поддержать ZN.ua

Пять вечеров

Концерты московского пианиста Вадима Руденко — лауреата многочисленных фортепианных конкурсов, в том числе конкурса Чайковского, — пользуются успехом у публики...

Автор: Ольга Кизлова

Концерты московского пианиста Вадима Руденко — лауреата многочисленных фортепианных конкурсов, в том числе конкурса Чайковского, — пользуются успехом у публики. Пианисту 37 лет, он молод и одновременно достаточно опытен и зрел как музыкант. Вадим учился в московских ЦМШ и консерватории в классах профессоров Дмитрия Башкирова и Сергея Доренского, у него огромный конкурсный опыт, правда, несколько лет Руденко в состязаниях не участвовал.

Недавно он выступил на Первом международном конкурсе пианистов имени Святослава Рихтера в Москве. Чтобы представить масштаб возможностей музыканта, назову его рихтеровскую программу. В трех турах он играл Вторую партиту Баха, моцартовскую ре-мажорную Сонату K.311, вариации Брамса на тему Паганини и шесть музыкальных моментов Рахманинова, исполнил в один присест все 24 прелюдии Шопена, к ним в придачу сонату Шуберта, «Щелкунчика» Чайковского—Плетнева и этюд Капустина да еще и концерты — 3-й бетховенский и 1-й Чайковского.

Споры в прессе и публике об игре Руденко на этом конкурсе и справедливости присуждения рихтеровских наград не прекращаются до сих пор (он стал лауреатом 4-й премии), а сам конкурс, не успев родиться как альтернатива рутине конкурса Чайковского, уже обвиняется в тех же пороках, в частности в нем участвуют ученики членов жюри.

Пианист ведет напряженную творческую деятельность, концертируя во многих странах, сотрудничая с престижными европейскими и постсоветскими оркестрами. Он много раз играл в Украине: в прошлом сезоне в рамках киевского филармонического абонемента, неоднократно на фестивале «Киевские летние музыкальные вечера», проводимом дирекцией конкурса Горовица, его слышали в Крыму и Одессе. Блестящий концертант, один из наиболее востребованных в России, он дружит с нашим Национальным симфоническим и его главным дирижером Владимиром Сиренко. Вместе они задумали цикл «Пять вечеров Вадима Руденко с Национальным симфоническим», в котором должны быть исполнены шедевры мирового фортепианного и оркестрового репертуара — произведения Рахманинова, Чайковского, Шопена, Грига, Шумана, Мендельсона, Сен-Санса. Открытие цикла прошло в октябре при полном аншлаге. Прозвучали Рапсодия на тему Паганини Рахманинова и Первый концерт Чайковского. В первом концерте цикла Руденко и Сиренко достигли единодушия, «взаимопрониклись». Свежесть прочтения солистом традиционной пианистической программы всколыхнула зал, вызвала по меньшей мере любопытство публики. Руденко неординарен, интересен. Статный, мощный (даже в армии был десантником), он так же мощно и легко играет. Особенно хорош солист был технически. Оркестр не только отлично проаккомпанировал, но и качественно, глубоко, интересно сыграл фантазию «Франческа да Римини» Петра Чайковского.

В ходе второго концертного «забега» в ноябре пианист продемонстрировал киевлянам недюжинные стайерские качества, исполнив в один вечер оба концерта Шопена. Но сначала оркестр настроил слушателей, сыграв три фрагмента из «Шопенианы» Глазунова: Полонез ля-мажор, Прелюдию ля-мажор и Вальс до-диез-минор. Сиренко и его коллеги были как всегда на высоте, знаменитые мелодии прозвучали изящно, изысканно и тонко. Драматургия концерта усиливалась. Вадим Руденко играл очень качественно, зал слушал затаив дыхание, полностью проникшись музыкой. Исполнение шопеновского концерта
№ 1 вызвало овацию. Для Руденко нет технических трудностей, он продемонстрировал прекрасный звук, тонкое туше. Пианист владеет авторским замыслом, играет интонационно просто, внешне совершенно спокойно. Такая простота — вершина исполнительского мастерства. Второе отделение пролетело как мгновение, завершилось многочисленными вызовами, букетами и миниатюрной бисовкой — шопеновской ми-минорной прелюдией. Филармонически подготовленная публика у нас есть, и она ловит каждый момент настоящего искусства. Думаю, с каждым следующим выступлением Вадима Руденко (в феврале, апреле и мае) ажиотаж будет усиливаться, а весь цикл войдет в историю киевской филармонической жизни.