UA / RU
Поддержать ZN.ua

ПУТЕШЕСТВИЕ ПИНГВИНОВ С ПОДОЛА НА ТИБЕТ

Дьявол тянет Максимилиана Робеспьера в ад. Тот спрашивает: «Не подскажете, который час?» — «Вечность!» — отвечает нечистый...

Автор: Олег Смаль

Дьявол тянет Максимилиана Робеспьера в ад. Тот спрашивает: «Не подскажете, который час?» — «Вечность!» — отвечает нечистый.

Анекдот времен Великой французской революции

Если печали терзают ваше сердце, если тяжкие думы гнетут ваш мозг, — покиньте суету будней и идите в Киево-Печерскую лавру, где вас охватит ощущение праздника. Куда там Сорочинской ярмарке до этого радостного фестиваля коммерции, шумящего и гудящего на днепровских склонах! Святые отцы несут куда-то тяжелые сумки, нищие обещают вечно молиться за вас, но за подношения, конечно. Хотите душистого кофе с местной выпечкой — пожалуйста! А святой воды в патентованной пластиковой таре — без проблем! Когда вам будут продавать Святое Письмо, посмотрите на всякий случай на титульную страницу. Я, например, там прочитал: «Книга не для продажи». Лотки с иконами — дорогими и дешевыми, с крестами золотыми и алюминиевыми — с Иисусом и без него. Даже разборную, словно конструктор «Лего», часовню можно приобрести и оптом, и в розницу.

«Поэтому Иисус вошел в храм Божий и изгнал всех продавцов и покупателей в храме, и перевернул деньгоменам столы и скамейки торговцам голубями, и сказал им: «Написано: «Дом Мой будет домом молитвы», а вы делаете из него «пещеру разбойников». (Матфея 21:12.13). Простите меня грешного, но не могу я избавиться от ощущения, что коммивояжеры Иерусалимского храма, загрузив свои «кравчучки», быстренько перебрались всем гамузом в Киев...

Впрочем, довольно бесплодной философии на теологические темы. Тем более что пришел я в Лавру с совершенно иной целью. В галерее «Неф», дислоцирующейся на территории этого историко-культурного заповедника, открылась выставка «Воспоминание о будущем» молодой художницы из Сум Елены Гладких. Живопись, графика, портреты, автопортреты, натюрморты, пейзажи. Достойная похвалы энергия и в формировании собственного стиля и в не менее сложных в наши времена поисках меценатов. Совсем недавно крупная выставка Елены экспонировалась в стенах Посольства Российской Федерации в Украине, а сейчас эстафетную палочку поддержки молодых талантов от Виктора Черномырдина подхватил посол Венгрии в Украине Януш Тот.

Не могу не вспомнить и о работах художника Алексея Анда, также экспонируемых в галерее «Неф». Модное нынче объединение классического жанра с авангардными приемами инсталляций у конъюнктурщиков, как правило, дают лишь карикатурный или вульгарный результат. Нестандартные же работы Алексея Анда выполнены без какой бы то ни было фальши и удивительно эмоционально. Возможно, зрителю и не удастся постичь все грани замыслов художника. Но гипнотическое влияние этих гармоничных работ обязательно заставит надолго остановиться перед ними.

Неблагодарное дело описывать словами творческие произведения, по сути своей, избегающие слова как несовершенного мостика между искусством и человеческой душой. Если бы не общение с художником из Львова Александром Романюком, презентовавшем свое искусство в галерее «Тадзио», я был бы абсолютно убежден, что он всю свою сознательную жизнь провел где-то там, на загадочном востоке среди мудрецов, неспешно, тысячелетиями собиравших зерна истины, выстраивающих совершенную структуру вселенной и ищущих имя Бога. Но Александр объяснил, что он на востоке был не далее Волгограда, а творчество его очень далеко от любых религиозных догм. Цинковые пластины, похожие на развернутые свитки со старинными гравюрами, медные письма с иероглифами и фигурками людей и животных, тысячи ювелирно обработанных фрагментов металла, объединяющихся, словно пчелиный рой, в подобие живого существа, в котором отдельный организм лишь клетка, подчиняющаяся высшей силе. Жаль, что свое искусство Александр Романюк экспонирует нечасто — примерно раз в три года.

Даже если спуститься из наших киевских «Гималаев» на равнинный Подол — и там вас не минует аромат востока. В самом начале Андреевского спуска галерея
«Л-Арт» презентует проект «Призывание Кармапы». Не скажу, что я слишком разбираюсь в калейдоскопе буддийской мифологии, но мне нравится, что Будда в произведениях искусства никогда не выглядит ни несчастным, ни агрессивным. Хуже нет, нежели когда богами, пророками или их символами размахивают над головой, словно цепью. И горе тому, кто не преклонился? Следом за Альбером Камю я готов стать приверженцем такого Всевышнего, который позволяет мне быть атеистом без обязательного наказания адом. Выставка в галерее «Л-Арт» импонирует толерантностью. Александр Гнилицкий напомнил, что он талантлив, а то последние его эпатажно-отталкивающие экспозиции заставили в этом усомниться.

Илья Чичкан, очевидно, тоже постеснялся приплести к Будде своих кроликов-извращенцев, хотя, может, они и притаились где-то там, за большими полотнами. Не раздражают упражнения Юрия Никитина на палехоподобных иконах на тему поиска параллелей между образом Будды и Христа. «Паломничество пингвинов в Тибет» Виктора Покиданца хотя и будет, очевидно, очень длинным, но я верю: эти человекоподобные птицы все-таки доберутся до заснеженных вершин, весьма похожих на родную Антарктиду.

Когда встречаешься с тысячами вариантов трактовки образа Христа или Будды, иногда жалеешь о том, что мусульманская традиция не поощряет изображение людей и других живых существ. Конечно, не толерируется и рисование портретов, и создание скульптур пророка Магомета. Хотя обычная человеческая любознательность заставляет представлять, как выглядел основатель одной из самых молодых, но также наивлиятельнейших мировых религий. Впрочем, человеческое стремление к созиданию прекрасного всегда находит выход — пожалуй, ни одна из культур, кроме мусульманской, не достигла такого совершенства в использовании абстрактных форм в прикладном искусстве и архитектуре. Принцип «не сотвори себе кумира», хотя и по-разному интерпретируется, существует и в христианской, и в мусульманской культурах. Насколько действенно — посмотрите на наш несовершенный мир, усеянный идолами, словно колхозное поле сорняками.

Правда, идолотворчество иногда задевает не только личность пророков, военачальников или президентов. Есть шанс превратиться в «иконы» и у художников. Леонардо да Винчи, Микеланджело, Ван-Гог — уже не совсем люди, они — монументы. С образцом работы по мифотворчеству можно ознакомиться на выставке произведений Сергея Калмыкова, экспонирующейся на протяжении всего двух дней в выставочном зале Vnesh- ExpoBusiness. Творения «неизвестного гения российского авангарда», как характеризует этого автора рекламный буклет, вполне заслуживают высоких оценок. Они действительно явление культуры ХХ века. Киевская экспозиция организована безупречно образцово. Золотые рамы, крепкие охранники возле работ, шепот о миллионах, на которые застрахованы произведения Калмыкова, большое видео о художнике, выступления писателей и искусствоведов, пантомима, символизирующая нелегкую судьбу мастера в трудные времена, фуршет, к которому я не решился дотронуться, ибо побоялся превратиться в сибарита и раба изысканной пищи. Прекрасно, что художник заслужил такое уважение. Но вся проблема в том, что умер он еще в 1967 году, в Алма-Ате, без славы, без денег, без оркестров и дифирамбных некрологов. Подозреваю, что если бы этот «гений ранга Земли и всей Вселенной» попробовал без паспорта пробраться на киевский спектакль 2003 года, его просто не пропустили бы — не место нищим в храме искусства!