UA / RU
Поддержать ZN.ua

Пустынные мотивы Ольги Петровой

Оазис в пустыне — счастье передышки в дороге. И не оазис, а именно дорога в песках позволяет постигнуть пустыню как присказку, где небом и землей владеет время...

Оазис в пустыне — счастье передышки в дороге. И не оазис, а именно дорога в песках позволяет постигнуть пустыню как присказку, где небом и землей владеет время. Оно ткется золотом солнечных лучей и песка, выскальзывающего сквозь пальцы. Время и пустыня — синонимы. Пустыня делает наглядным время, его непостоянство, космическую его бесконечность. В пустыне ясно осознаешь мгновенность собственного пребывания на Земле. В потоках времени и песка — ты узник камня и тишины. В какой-то миг кажется, что время замерло и только далекие горы возносятся каждую минуту, будто подрастают, меняясь в цветах... и вот налетает ветер. Он заполняет собой весь пейзаж. Появившись из-за небосклона, он бесчинствует между камнем и небом.

Выставка Ольги Петровой «Восток-горизонталь», открывшаяся в Художественном музее им. Богдана и Варвары Ханенко, — уже не первый опыт художницы в художественном постижении пустыни, ее миражей. Где на горячих песках встречаются Я и Ты, а между ними Бог, или Дух, то есть тот воздух, без которого нам не жить. «Другой» в картинах Петровой прочитает поэтические «кинайды» и «джавабады» — намеки и ответы Востока. Пустыня надиктует ему откровение Балхи, Низами, Хафиза и Саади и оставит привкус смерти, который в этом краю присутствует повсеместно.

Пустыня навевает возможность познания чужих чар как своего. В оранжевом «саду» песков тобой играет кто-то высший, чем ты. Беспредельность пустыни — кулисы сцены, где режиссер — Бог.

Я открываю глаза. Передо мной стоит женщина, одетая в черное. Лицо ее полуприкрыто. Возле нее дети и козленок. Женщина хочет хлеба и мира.