UA / RU
Поддержать ZN.ua

ПУСТЬ ПОБЕДИТ УМНЕЙШИЙ

В прошедшем году, кроме поиска конкурентоспособной и своеобычной программы, я занимался также нахождением ответа на глобальный вопрос: что сегодня самое главное в телевидении?..

Автор: Юрий Иванов

В прошедшем году, кроме поиска конкурентоспособной и своеобычной программы, я занимался также нахождением ответа на глобальный вопрос: что сегодня самое главное в телевидении?

Категорический ответ был получен. И навсегда. Решающим фактором на ТВ, главнокомандующим мерцающих экранов является его величество Рейтинг! Т.е. зависимость от того, какое число наших рабочих, крестьян, служащих, взрослых, детей и стариков смотрит «ящик».

И вот с начала уходящего года появляется и живет программа, которая вообще не имеет рейтинга. Ставят ее по тяжелым дням - понедельникам в позднее время, когда многие спят. Лишь один ведущий передачи и сам не спит, и другим не дает уснуть, и мысль почему-то возбужденно будит. Сильно умный такой, в очках, лохматый, небольшого роста.

А темы, темы?! Кому это сейчас интересно - да еще по телевизору? По соседству с телемылом, попсой, скандалами, политикой, шоу-бизнесом, выборами, футболом - подобно вулкану извергается он какими-то мыслями и наблюдениями о революции, Лоуренсе Аравийском, Шолохове и Вертинском, об иностранных Ганди, Мальро и наших малоизвестных - переводчике А.Кочуре и замученном таланте Г.Снегирева рассказывает. И какое отношение Пушкин к Украине имеет. Да еще истории Эйзенштейна и философов киевской школы тащит на ТВ. Откуда он их всех знает? И нужны ли они коммерческому каналу? И конкретно - телезрителям? Народу, наконец?!

Почти год позволяет себе быть самим собой в программе «Монологи. Надежды и потери» Вадим Скуратовский, а «Студия 1+1» разрешает ему и себе иметь такую передачу. Кто же он, этот странный и нерейтинговый автор и ведущий?

Да, он «говорящая голова». Но какая! Совсем не рассказчик, как, скажем, Вульф или Радзинский, подобно мудрым змеям, забирающие все наше внимание. Скажем ужаснее: Скуратовский не только не рассказчик, но ему вообще не нужна аудитория, чтобы ее заворожить. Ему прежде всего интересно и необходимо высказать, выразить, прогенерировать те мысли и чувства, которые им владеют и рвутся из него. Хотите - слушайте и смотрите, хотите - выключите телевизор. Он все равно поведает и подчеркнет, что именно он, Вадим Скуратовский, думает об этом. Яркими и неожиданными извержениями мыслей и наблюдений поразит.

Есть замечательное свойство ТВ. Лучше всякого рентгена или лазера просвечивается Суть любого человека, попавшего в кадр. Здесь определение «кто есть кто» - истинно и окончательно. (И никаким кандидатско-депутатским маскировкам не поддается.) Все видно насквозь.

Кентавр «Монолога» состоит из Вадима Скуратовского и его уважающего, понимающего и даже любящего режиссера Сергея Маслобойщикова.

И браки, и творческие дуэты, как известно, совершаются только на небесах. Иногда с помощью посредников. Очень нравилось молодому С.Маслобойщикову наблюдать, как его В.Скуратовский читал лекции о кино в каких-то клубах.

Еще С.Маслобойщикову в пору перестроечной неразберихи хотелось снять кинофильм по рассказам Ф.Кафки. Но где найти артиста, который мог бы естественно произносить такие мудреные тексты и вести главную роль в художественном фильме. По наблюдению и убеждению оказалось: такую роль мог исполнить только артистичный, умный и пламенный неактер Вадим Леонтьевич…

Наступили новые времена - погибели нашего кино. Начало бурно расцветать ТВ. И оказалось, что если режиссер есть режиссер, а неактер-культуролог тоже что-то может, то и на телевидении они пригодятся. Здесь помог продюсер Александр Роднянский - по старой киношной памяти пригласил соратников к себе на «1+1».

Вот и получилось: необычный ведущий в необычной по форме передаче. Я другой такой не знаю. Конечно, недостатки как продолжение достоинств имеют место. Ну и что? Все равно имеем неординарную программу, берущую довольно высокую творческую планку.

Наконец-то, лучшая передача у нас может быть еще и умной, и талантливой. Хотя и не рейтинговой. Ну, это уже не мои заботы.