UA / RU
Поддержать ZN.ua

ПРОЗРАЧНАЯ ПЕРЕГОРОДКА МЕЖДУ КУЛЬТУРАМИ

III Международный арт-фестиваль в Магдебурге — чуть ли не единственный в Германии, куда с удовольствием приглашают художников Восточной Европы и Азии...

Автор: Елена Голубь
Э.Райк. «Павильон»

III Международный арт-фестиваль в Магдебурге — чуть ли не единственный в Германии, куда с удовольствием приглашают художников Восточной Европы и Азии. Девиз нынешнего года «Сигналы» объединял произведения 80 представителей из 12 стран. Очаровательная улыбка организатора фестиваля Галины Бригер объединяла еще сильнее, создавая дружескую атмосферу тусовки, хотя искусство упорно сигнализировало о другом, необъятном и тревожном мире.

Современное искусство любит большие пространства, где вширь разворачиваются акции и перформансы, а ввысь вырастают объекты. Квадратные метры экспозиций, размещенных в разных уголках и постройках на территории культурного центра и природного заповедника Эльбауэнпарка, щедро оплатили спонсоры, которые с радостью сбрасывали налет высокопоставленности при общении с богемой. Ведь фестиваль и отличается от простой выставки повышенной событийностью, возможностью необычного общения, высказывания деклараций. Впрочем, сами произведения искусства и являются основными высказываниями, ради которых художники добирались в далекий город восточной Германии из разных стран.

Большинство презентаций арт-проектов проводилось в огромном хорошо обустроенном помещении с прозрачной крышей (где отверстия автоматически прикрывались во время дождя), в отличие от предыдущих лет, когда для фестиваля арендовались заброшенные фабрики. Впрочем, на стиль выставляемых произведений это никак не повлияло.

Вот идет тяжелой шаркающей походкой молодой художник, нарушая тишину зала стуком древних деревянных башмаков с загнутыми кверху носами размера эдак пятидесятого. Его всклокоченные волосы и борода, пожалуй, никогда не стриглись. За ним семенит босыми ногами сверстник, одетый, правда, в дорогой полосатый костюм, хоть и на голое тело. Это представители немецкой арт-группы «SHP-Europa» подходят к своим экспонатам, чтобы объяснить их значение.

Стоявшие дотоле бездыханными пожелтевшие листки с записями, макет местности, наподобие архитектурного, с зелеными мочалками вместо деревьев и маленькими куколками, оживленно заиграли бликами зажженного пламени. Подливая масла в огонь шаманообразными жестами и бормоча алхимические премудрости, художники постепенно доходили до экстаза, до крика, что произошло как раз во время забрасывания опилок в скрипучую деревянную мельницу, перемоловшую их в труху. Зрители недоуменно аплодировали этому перформансу, отбрасывавшему Европу на сотни лет назад, облегченно вдыхая иллюзию воздуха, лишенного последствий открытий Эйнштейна, Оппенгеймера и прочих умов ХХ века.

На полу в центре зала разместилась, вернее, «разлилась» инсталляция М.Ландена (Германия) «Нефтяное пятно». Невозможно не посочувствовать усилиям человеческой фигуры, пытающейся выкарабкаться из-под блестящей черной пленки, лаконично олицетворяющей все экологические катастрофы современности.

Творчество большинства немецких художников отличает повышенная социально-политическая направленность, особенно группы «MACHTFRIEDEN» («Делай мир»), создание которой явилось реакцией на теракт 11 сентября 2001 года в США. Инициатор группы Петра Блюме зачитывает воззвание к художникам присоединиться к их движению борьбы с терроризмом, что скорее напоминает формирование повстанческих отрядов. В списках уже больше двадцати имен художников, работающих в разных жанрах на одну тему. Плакат «NO WAR» («Нет войне»); перформанс на открытии фестиваля, где долго, под музыку, в красном освещении, загримированная фигура театрализовано изображала тщету усилий составить из кубов человека, который каждый раз разваливался; инсталляции с муляжами окровавленных иракцев и просто кровоточащих голов без национальности; лица с зашитыми ртами и другие изображения насилия, — все это будто эхо всевозможных средств массовой информации. Но разве может публицистика заменить искусство? Не получится ли так, что ненависть к террористам вытеснит в душе то миролюбие, на основе которого только и можно «делать мир»? Да и каким образом констатация зла может привести к добру?

Чувство меры в соотношении формы и содержания, споры о которых не прекращаются ни во времени, ни в пространстве, безусловно, и есть камень преткновения в искусстве. И здесь, на фестивале, было достаточно разноплановых работ, интересных в сравнении и искусствоведу, и зрителю.

Высокой изобразительной культурой отличаются фотоинсталляции Н.Монталбетти (Италия), ученицы знаменитого авангардиста Ж.Дюбюффе. Газетные и журнальные цитаты, которые она использует, служат лишь средством для создания образа большого города, где «тонет» и пытается «выплыть» человеческая личность. «Погибла азиатская женщина в коричневом пальто…» — приметы женщины для тех, кто назовет ее имя, тиражируются на всех языках мира. Видя на фото тусклый взгляд безымянной, понимаешь, что такого, как сейчас, внимания ей недоставало при жизни, никто и не знал ее имени и никогда не назовет ни на каком языке. О, это коричневое неказистое пальто! Оно лежит на той же полке, что и «Шинель» Н.Гоголя.

Чуткий и внимательный взгляд, созерцательноcть и аналитичность характерны для многих работ нидерландских художников. Й.Туберген предпочитает задавать вопросы, а не выносить окончательные решения. В своем творчестве (графика, печать, инсталляции) она всегда оставляет место воображению зрителя. Путешествуя по миру, художница собирает свидетельства о значимых событиях (фото, рисунок), которые потом разрабатывает в ателье. Ее беспокоит разъединенность и конфликтность между людьми, что материализуются как стены и преграды, а окна и двери в ее творчестве — как возможность выхода, контакта. Ну как тут не вспомнить о чудном свете, льющемся из окон в комнатах Вермеера Дельфтского, и не увидеть тут преемственность голландской традиции! Скромное величие «малых Голландцев» ощущается и в черно-белых фото Ф.Эйка, и в аналитической графике Р.Кемпена, хотя его визуальный ряд опосредован современным телевидением и полиграфией. Э.Райк в своих инсталляциях, фото, керамике, скорее, проявляет озорство и теплоту, присущие работам Стена и Остаде.

Украинской традицией не без основания считается юмор, которым нередко сопровождаются даже сложные работы. Проект кинетических объектов «ANTE FACTUM» А.Твердого, философскую подоплеку которого обосновала куратор О.Лагутенко, привлекал гармоничным сочетанием игровых и обобщенно-абстрактных составляющих. Авторский проект фотоинсталляций «Сигналы неточного времени» Е.Голубь, посвященный переосмыслению истории, взаимоотношению личности и общества, разыгрывался как драма с элементами фарса, в которой участвовали вожди тоталитаризма Сталин и Гитлер, а также простые деятели истории, взятые из семейного фотоальбома. Архаикообразная скульптура В.Наконечного, эмоционально сдержанная живопись В.Мельника, ритмичная серия фотографий Л.Наконечной и другие работы наших художников можно назвать вполне диалогичными, сопоставимыми с произведениями западных авторов.

Тем не менее, Восток и Запад по-прежнему разделяет некая преграда, которой даже была посвящена инсталляция на озере в Эльбауэнпарке: две белые половинки, как земные полушария, плавают по обе стороны прозрачной, временами поблескивающей, плексигласовой пластины. Если художник устанавливает между нами такую преграду, пусть и прозрачную, то об остальном «непродвинутом» населении и говорить нечего.

Хотя встречаются и другие, которые не хотят видеть преград. Об этом — акция немецкого художника М.Вернера «10 000 зонтиков для Европы»: розданные на фестивале зонтики предполагается где бы то ни было дружно открыть в 12 часов 1 мая 2004 года (в день присоединения к ЕС новых стран). Лично Вернер ничего против Украины не имеет, и на том спасибо.