UA / RU
Поддержать ZN.ua

ПРОЙДИТЕСЬ ПО ЛАБИРИНТАМ ХЕППЕНИНГА...

Любой фестиваль искусств, проходящий ежегодно, имеет одну и ту же характерную особенность — кажды...

Автор: Елена Чередниченко

Любой фестиваль искусств, проходящий ежегодно, имеет одну и ту же характерную особенность — каждый год привносит в его течение что-то новое, появляются все более разнообразные тенденции, направления, расширяется сама структура фестиваля и пополняется большим количеством новых, порой необычных мероприятий. Все это с полным правом можно отнести и к театральному фестивалю «Мистецьке Березiлля», который проводится в этом году уже в четвертый раз. Если «Березiлля-92» было посвящено смотру-анализу студийного движения в Украине, «Березiлля-93,94» — проблемам профессий режиссера и актера, то Международный фестиваль-лаборатория театров «Четверте мистецьке Березiлля» ставит в центр своего внимания основу основ театрального действа — драматургию. «Березiлля-95» будет строиться по классической структуре, характерной для театрального мира: эпицентром внимания будут театры-звезды, представляющие известные спектакли; вокруг будут демонстрироваться спектакли самых разнообразных формаций, в большинстве случаев поискового, экспериментального характера; еще больший круг зрелища будут составлять явления «параллельного» характера — хеппенинги, дискуссии, круглые столы, «театральная тусовка». Мероприятия «третьего круга» — хеппенинги — представляют, на мой взгляд, особый интерес для зрителя, поскольку это явление пока почти не характерно для нашего театрального мира.

Слово «хеппенинг» в переводе с английского означает «случай, событие». Это действие являет собой уличное представление, но несколько необычного характера: все оно действительно как бы замешано на основе этих двух понятий — случай, событие, а вернее — случайное событие. Актеры отражают суть происходящего действа при помощи движений, мимики, построения каких-то телесно-динамичных фигур и пластики, но без единого слова. Но, пожалуй, самой характерной особенностью таких спектаклей есть то, что в них вовлекаются зрители. Тогда возникают импровизация, созданная людьми, испокон веков существования театра находившихся по разную сторону рампы и, как следствие этого, имевших только неосязаемую, невидимую связь — актеров и зрителей. Хеппенинг не имеет рампы, не имеет сцены и мягких зрительских кресел — зритель и актер вместе творят свое действо, свой мир на уличной площадке без декораций и звонков.

«Четверте мистецьке Березiлля» начало свою жизнь с таких хеппенингов. 26 и 27 марта киевляне пришли на площадь, где «было им обещано зрелище» — местом действия на этот раз стали Майдан Незалэжности и площадь перед галереей «Киев». Зрителям был представлен международный театральный проект-хеппенинг «Бути дитиною для майбутнього», в котором приняли участие актеры и режиссеры театров Spielwerk (Германия), Del Solе (Италия), Shap (Великобритания), «Будьмо!» (Киев) и киевские школьники. Красочный калейдоскоп мимики и пластики производил впечатление неожиданности и даже таинственности — на одном дыхании воспринимая происходящее, ты совершенно не знаешь, куда поведет тебя актер в следующую минуту, какое новое построение из человеческих тел и разнообразнейших движений откроется твоему напряженному взору. Изобретательность хеппенинга в области неожиданностей поистине не знает границ — в каком театре еще вы увидите, как дети сооружают замысловатые в своей детской фантазии фигуры из... живых человеческих тел, из тел актеров, которые они покорно предоставляли как материал для сотворения детского мира?

Реакция зрителя была самая что ни на есть разнообразная, но, как мне показалось, доминировало одно — люди, созерцавшие это, мягко говоря, необычное зрелище, находились в постоянном напряжении, которое сродни напряжению человека, продвигающегося по лабиринту — не ведающего, что подстерегает его за каждым новым поворотом.

Хеппенинг — явление, конечно, еще не совсем обычное, но и не такое уж новое для нашего театра. Киевский театр «Будьмо!» под руководством Сергея Проскурни начинал свою деятельность с экологического хеппенинга; «случайные события» на улице — неотъемлемая часть репертуара и Экспериментального театра Валерия Бильченко. И хотя достаточно примитивно в этом случае звучит поговорка «лучше один раз увидеть...», тем не менее, точнее не скажешь — сколько бы не читал про хеппенинг, его надо видеть, надо побродить по его лабиринтам для того, чтобы понять, сколь необычно и завораживающе его искусство.