На днях премьерой в московском кинотеатре «Художественный» начал свою жизнь в России лучший американский фильм прошлого года - спильберговский «Список Шиндлера». О фильме сказано немало. О зрителях тоже и говорили, и писали. И нет сомнений, что зрителям этот фильм действительно нужен. Непрекращающийся поток региональных конфликтов и разнообразных политических сложностей, образование и распад целых государств, землетрясения и тайфуны, лавина жутких цифр и фактов из только еще частично приоткрывшихся архивов бывшего Союза заслонили в памяти людей одну из наиболее жутких трагедий нашего века (а может быть, и истории вообще), когда шесть миллионов было замучено не потому, что они были военными, политическими, классовыми или какими еще врагами убийц, а просто из-за имени, формы носа и разреза глаз. И нельзя это уничтожение объяснить ни военной необходимостью, ни гражданской войной, ни задачами коллективизации или построения социализма в одной несчастной стране, и даже желанием пограбить. Ничем, кроме периодически просыпающегося на земле Зверя. И американский фильм хоть немного напомнил тем, кто знал, да решил забыть, и тем, кто вообще не желал бы знать и помнить.
Этот фильм смотрели президенты и школьники, политические деятели и домохозяйки, да просто все, кто мог, как только он доходил до очередной страны. Не желали его смотреть и допускать на экраны только постоянно роящиеся то здесь, то там отпрыски Зверя. Казалось, что уж в исстрадавшейся-то, но такой демократической России, с ее заветом, что чужой беды не бывает, фильм посмотрят, поймут и примут (ведь нет больше ЦК и Госкино, чтобы сплавить его с экрана, как когда-то сплавили роммовский «Обыкновенный фашизм»), и в первых рядах зрителей будут ее заслуженные народолюбивые лидеры, хоть в городском масштабе, хоть в масштабе всей республики!
Так думали и организаторы премьеры, почему и пригласили на нее всю высокоморальную российскую правящую политическую элиту. Небось прикидывали, на всех ли мест хватит и не забыли ли кого - не дай Бог, обидеть хорошего человека и чистой воды демократа. Зря нервничали. Из приглашенных крупных российских и московских начальников на премьеру не пришел НИ ОДИН!
Героически обезвреженной славной российской безопасностью и никому не ведомой группе «Вервольф» не надо было бы и взрывать, как она обещала, кинотеатры, где пойдет «Список Шиндлера». Это только привлекло бы к картине лишнее внимание. На нее и так не идут!
Даже в Японии, где евреев практически нет, и в Польше, где их практически не осталось, залы были переполнены в течение многих дней. В Москве уже на третий день показа в единственном кинотеатре с билетами проблем не было. Проблемы были со зрителями. Их - зрителей - было немного. В стране, где Сталин мечтал загнать всех евреев в сибирскую тайгу, Брежнев долго не разрешал сделать мемориалом Бабий Яр, Горбачев и Ельцин хором отпирались от наличия в России антисемитизма, а Ельцин уже в одиночку защищал «Память» и призывал учиться патриотизму на антисемитских полотнах Глазунова, удивляться этому не приходится. Рыба тухнет с головы. А головы были тухлыми изначально.
Конечно, можно предполагать, что у руководства высказать сочувствие или хотя бы уважение к страданиям народа - жертвы Катастрофы просто руки не доходят. Будучи радетелями русской национальной идеи, они хоть ее пытаються для начала восстановить. А как управятся, так займутся любовью и к малым сим. Во всяком случае, именно такого (или похожего) объяснения можно ожидать от самих власть имущих.
Корреспондент «Бостон Глоб», сообщая о московском конфузе с премьерой «Списка Шиндлера», приводит один показательный пример. По его словам, правильность которых может подтвердить каждый живущий или бывающий в Москве в последние годы, на любом углу можно купить общедоступное (и по тиражу и по цене) издание «Майн Кампф», а вот знаменитая и долго находившаяся под запретом «Черная книга» под редакцией Гроссмана и Эренбурга вышла небольшим тиражом (да к тому же даже и не в России, а в Литве!) и стоит столько, что мало кто может себе позволить ее купить, даже если и захочет.
Впрочем, удивляться особенно нечему. По причине отсутствия морали для российского руководства мероприятие, вроде посещения «Списка Шиндлера», не может иметь морального значения, но имеет (или не имеет) значение исключительно политическое. Если бы, побывав в кино, они могли бы приобрести недостающих сторонников для победы на выборах или для проведения референдума об отмене этих выборов на неопределенный срок, то можно не сомневаться - их было бы там, как тараканов, да еще постарались бы, чтобы всевозможные газеты отразили их душевность и сочувствие и напечатали фотографии суровых лидеров с увлажненными глазами. А так чего стараться? Кто может выразить недовольство по поводу их групповой неявки? Только немногочисленные еще остатки демократических движений. Но негативного результата из этого воспоследовать никак не может, поскольку именно эти движения и убедили себя и сочувствующих (и старались убедить вообще всех и вся), что, как ни крути, а нет у демократии лучших кандидатов, чем нынешние руководители. Вместо них могут прийти к власти только жириновцы. Так что приходится за неимением гербовой, писать на простой и рассматривать Ельцина как поборника и радетеля демократии. Так что нечего перед демократами бисер метать? Все равно, за что Ельцину и его приближенным надо, за то они и проголосуют. Куда денутся? Плюнь в глаза - скажут, божья роса.
А вот избиратели национально-патриотического направления - дело другое. Они и так-то нынешних руководителей особенно за людей не считают. А если бы те еще по подозрительным киносеансам начали шляться да сочувствие евреям выражать, так и вообще бы с грязью смешали, получив такое прямое доказательство подверженности кремлевских лидеров влиянию мирового сионизма. Вот этих недоброжелателей и надо переубедить и перетянуть на свою сторону. Так что приходится руководителям играть роли радетелей русской национальной идеи. Чего там - они уже и о восстановлении обожаемой монархии не прочь поговорить. Недаром некто г-н Клочков от имени Партии большинства заявил о поддержке этой партией идеи отложить выборы до 98-го года, чтобы за это время утвердить на российском престоле 12-летнего Георгия Романова с нынешним президентом Ельциным в качестве регента. Достойный финал жизненного пути для кандидата в члены политбюро! Показательно, что его будущее в этом качестве всерьез обсуждают, легко разобравшись в абсолютной беспринципности демократа цековской выделки. И даже снос Ипатьевского дома ему не припоминают. Как можно? Интересно, пришло бы кому в голову на роль регента академика Сахарова предложить? Но ведь и такие бобры демократизма, как Шумейко и Собчак, тоже высказались, что конституционная монархия - это совсем неплохо. Вот в таком общем контексте и выставка Глазунова себя окажет. Именно там и можно поговорить о духовности и любви к Отчизне. Может, кто из националистов услышит, да и подумает - чего это мы, дескать, зря президента с компанией корили, когда они вполне понимают, что к чему. Может, на них и опираться, раз уж они все равно наверху. И чтобы таких рационалистов стало побольше, чего только не сделаешь!
Тем более, что даже свои люди, вроде Гайдара, во всеуслышание заявляют, что, сколько ни езди по России, а сторонников откладывания выборов найти трудно (за исключением, разумеется, самих выбранных и их прихлебателей). А ведь если отложить не удастся, то каждый голос будет нужен. Вот и надо их добывать правдами и неправдами. Глядишь, скоро придется перенимать риторику у кликушествующего в Калининграде на съезде оппозиционных движений бывшего вице-президента Руцкого, который требует восстановления великой России (Союза) в прежних границах. Так как всенародной поддержки Борис Николаевич пока не ощущает, то и приходится ему горемычному создавать вокруг Москвы кольцо специальной элитной войсковой охраны (о котором сообщила «Независимая газета»), чтобы уберечь себя и своих подельников от возможного гнева выводимых из Германии и Балтии военных, мало кого из которых Родина встретила хлебом-солью и, главное, жильем. Где тут в такой запарке еще и евреям сочувствовать! Себя бы спасти. Катастрофа все равно уже была, так что помочь нечем, если бы и хотелось.
Так что совершенно очевидно рациональным российским политикам, что никакого политического смысла появляться на «Списке Шиндлера» нет, а на выставке Глазунова - очень даже есть. В соответствии с этим и действуют.
Как-то так получилось, что на протяжении последнего столетия порядочность граждан разных стран несколько раз проверялась их способностью хотя бы морально противостоять антисемитизму. Для французов, например, такой проверкой стало дело Дрейфуса, для жителей Российской империи - дело Бейлиса.
Нынешняя правящая российская псевдоинтеллектуальная и псевдодемократическая элита подвергалась проверке не поштучно, а списком. Списком приглашенных на премьеру «Списка Шиндлера». Этой проверки она всем списком не выдержала. Хорошо бы теперь этот список приглашенных и не явившихся лидеров российского и московского руководства опубликовать и в России и на Западе, чтобы и соотечественники, и зарубежные сторонники новых российских демократов твердо знали, с кем они имеют дело.