UA / RU
Поддержать ZN.ua

ПРОТИВ ТЕЧЕНИЯ

Галерея «Триптих» экспонирует персональную выставку киевской художницы Татьяны Киселевой, которая впервые демонстрирует широкому зрителю свои поиски и находки в области художественной фотографии...

Автор: Зоя Чегусова

Галерея «Триптих» экспонирует персональную выставку киевской художницы Татьяны Киселевой, которая впервые демонстрирует широкому зрителю свои поиски и находки в области художественной фотографии. Хотя Киселева выставляется в этой галерее почти ежегодно, тем не менее сегодня «Триптих» открывает миру новую, незнакомую, иную Киселеву, высвечивая неведомые ранее грани ее художественного таланта.

Татьяна Киселева известна в Киеве и в Украине как художник-прикладник, работающий преимущественно в жанре декоративного текстиля. В 80-х гг. художница заявила о себе как смелый экспериментатор и «нонконформист», когда уверенно шла против общего течения в традиционном текстиле, пытаясь высвободиться из «жесткого корсета» сложившихся стереотипов в украинском батике и гобелене.

Уже в 90-х гг. Киселева пришла к своему оригинальному методу создания текстильной пластики для современных жилых и общественных интерьеров, соединив классическую технику индонезийского горячего батика на хлопке с приемами древнерусского лицевого шитья, вышивки, стеганья, аппликации.

Так как «Триптих», открывшийся как первая галерея декоративного искусства на Андреевском спуске десять лет назад, изначально был ориентирован на художников интересных именно с точки зрения экспериментальности и новаторства в творчестве, Татьяна Киселева как бы сразу органично вписалась в круг его авторов.

И вот очередная персоналия художницы, свидетельствующая о достаточно неожиданном повороте в ее творческой биографии. Вместо излюбленных, всегда ожидаемых поклонниками таланта Киселевой драгоценно-рукотворных камерных изысканно-неярких текстильных шедевров художницы, стены «Триптиха» заняли крупноформатные мальюрные фотокомпозиции.

Что это, возникает вопрос, - творческий «шаг вперед», виток по спирали, или «шаг в сторону» по ложно избранному пути. Фотография, как известно, в конце двадцатого столетия превратилась в одно из высочайших искусств, где уже кажется трудно сказать свежее слово. А ведь Киселева непрофессиональный фотограф, хотя и классный художник-прикладник. Но, как это не парадоксально, и первое, и второе обстоятельства создают возможность Киселевой произнести то самое свое заветное слово. Ибо в фотографии, по сути своей, она остается художником декоративного текстиля с присущим лишь ему образным мышлением и пластическим языком, что и помогает автору раскрыть новые горизонты в искусстве фотографии, вывести ее на качественно иной уровень, приблизив ее к декоративному искусству. Именно так воспринимаются ее фотокомпозиции - как произведения декоративного искусства, синтезированные с фотографией, но предназначенные для обитания в архитектурном пространстве.

Прекрасно ощущается на выставке, что фотокомпозиции исполнены не просто фотографом. Такими роскошными, чисто текстильными фактурами, составленными из кружева, шелка, бисера, которыми декорированы натюрмортные, портретные и нефигуративные композиции Киселевой, может мыслить только прикладник. И так тонко коллажировать способен лишь художник-прикладник. А ведь фотография с трудом допускает и терпит включение каких-либо инородных материалов - очень легко, таким образом, превратить фотографическое изображение в китч.

Видится, что впервые представленные «фотоэкзерсисы» Киселевой способны быть воспринятыми как широким кругом зрителей, так и профессионалами. Обывателям они понравятся по причине извечного стремления «к прекрасному», а произведения Киселевой легко укладываются в эту категорию - они действительно красивы и зрелищны.

Люди из мира искусств наверняка оценят серьезность отношения к ремеслу и ее владение мастерством. Ясно ощутимо, что творчество Татьяны никогда не является спонтанным - это результат долгой духовной, интеллектуальной и технической работы. А кроме всего, она человек вкуса и завидной фантазии, которая в фотографии достигла еще большего совершенства и плодовитости. Последние произведения автора стали богаче и по внутренней сути - тут у фотографии формальные возможности намного шире, чем в текстиле. Каждая фотокомпозиция - сгусток, вобравший духовную энергию художницы. Каждая работа внушает удивление, а ведь это одна из главных функций искусства - удивлять, поражать...

Вольтер как-то заметил: «Все жанры искусства хороши, кроме скучных». Думается, что для Киселевой «скучных жанров» не существует.