UA / RU
Поддержать ZN.ua

ПРОСВЕТИТЕЛЬСКАЯ МИССИЯ «КИЕВСКИХ МИНИАТЮР»

15 мая 1955 года Александр Вертинский писал своей жене Лидии: «Сегодня воскресенье. На улицах теплое солнце, весна...

Автор: Александр Артеменко
Для Иванны Андреевский спуск — источник вдохновения

15 мая 1955 года Александр Вертинский писал своей жене Лидии: «Сегодня воскресенье. На улицах теплое солнце, весна. Как прекрасен Киев! Вчера бродил по городу. Вишни в таком цвету, что не видно деревьев. Яблони, груши. Каштаны цветут белыми свечками... А мне так грустно и так хочется остаться здесь навсегда коротать век! Как будто вернулся в родной дом к матери, но, увы... нужно снова уходить.

Вчера нежный женский голос на улице звал, наверное, ребенка: «Шура, Шурочка!» Я встрепенулся и... расплакался. Ах, какую силу имеет прошлое! И как странно ходить по кладбищу своей юности! Вот и сейчас, пишу письмо и заливаюсь слезами. Почему я должен жить в Москве, когда душа моя здесь, в Киеве?»

Надеюсь, что Киев Александра Вертинского мы обязательно увидим в одной из программ телевизионного цикла Иванны Чередниченко «Киевские миниатюры». Но если, паче чаяния, эта тема не попала на скрижали перспективного плана, пусть она будет моим маленьким подарком Иванне к женскому празднику.

Киев обладает огромной магнетической силой. Александр Вертинский лишь один из многих, кто ощущал его непреодолимое притяжение сквозь пространство и время. Потому-то немало тех, кому судьбой было назначено родиться киевлянами, кто стремится выразить свои чувства к родному городу. А остальные внимают, сопоставляя их с собственными.

Многословие тут неуместно. Чем длиннее излияния чувств, тем меньше верится в их искренность. Михаилу Булгакову, например, хватило всего одной, но прописной буквы в слове «Город» применительно к Киеву, чтобы его мнение стало интересно всем. Думаю, не ошибусь, если позволю себе предположить, что и Иванна Чередниченко, замышляя цикл программ о нашем городе, сознательно остановилась на жанре миниатюры.

Ее каждая программа состоит из трех отдельных восьмиминутных очерков. Но чтобы втиснуть в это прокрустово ложе телеэфира все, что хочешь донести до зрителя, необходим воистину монументальный труд.

Ведущая «Киевских миниатюр» и не скрывает, что одной ей никогда бы не справиться с такой напряженной работой. В программе постоянно заняты известнейшие киевоведы, такие, как Михаил Кальницкий, Виталий Ковалинский, Дмитрий Малаков. Помогают давние и прочные связи с Музеем истории Киева, Национальным музеем истории Украины, Государственным архивом кино- и фотодокументов. Иванна всегда желанный гость владельцев частных коллекций, которые щедро предоставляют раритетные материалы из своих собраний. Благодаря всему этому, большая часть информации, появляющейся в программе, является эксклюзивной.

— Тележурналистика — работа командная, результат которой, как и в спорте, напрямую зависит от мастерства игроков и их самоотдачи, — говорит Иванна. — Своим успехом «Киевские миниатюры» в значительной степени обязаны тому, что рядом со мной оказалась прекрасная команда профессионалов, преклоняющихся перед киевской стариной. Но в Киевской государственной телерадиокомпании, где с 1996 года выходила программа, ей было отведено неудобное эфирное время. С недавних пор «Киевские миниатюры» стали выходить на ТРК «Киев», где нам предложили эфир по субботам в 18.00 с повтором в следующую субботу в 0.30. Очень тяжело было расставаться о ГТРК, тем более что из той команды со мной остался только оператор Олег Авилов, которому я за это бесконечно благодарна. Но уже появился замечательный видеоинженер, готова новая компьютерная графика, да и ребята, с которыми работала прежде, не отказывают в помощи.

Для телезрителей особенно привлекательны постоянные рубрики программы — «Старый дом», «Городской архитектор», «Киевские меценаты», «Городской уют», «Выдающийся киевлянин», «Киевские улицы», «Исторический анекдот», «Киевляне вспоминают», «Киевское дворянство», «Киевская ностальгия», «Ландшафты Киева», «Двор детства» и многие другие. В исполнении Чередниченко и ее коллег художественно-публицистическая программа приобретает легкую для восприятия форму, свободную от заумной лексики и не перегруженную специальной терминологией. За это и, конечно же, за напоминание о корнях, крепко связывающих всех нас с древней киевской землей, ей покорны все возрасты — от школьного до пенсионного. Об этом всегда говорят те, кто, узнав ведущую программы на улице, подходят к ней, чтобы выразить свою признательность.

К великому сожалению, телевидение Украины пребывает в плачевном состоянии, не достойном независимого государства. Передачи и программы, подобные «Киевским миниатюрам», можно сосчитать на пальцах и делаются, если они не коммерческие, на голом энтузиазме их создателей. Основное эфирное время заполнено серой, невыразительной продукцией, а если и ее не хватает, в ход идут разухабистые и столь же низкопробные «шедевры» зарубежного производства. Что же мешает развитию отечественного ТВ? Почему незаурядность должна перебиваться на те же крохи, что и унылая серость? Ведь если средства ограничены, тем более их не следует распылять, а концентрировать там, где ожидается наибольшая отдача. Эксклюзивность информации «Киевских миниатюр» обусловливает желание многих зрителей приобрести кассеты с записями программы. Проявляют к ним интерес и иностранные гости столицы, а также те наши соотечественники, которые выезжают за рубеж на постоянное жительство. Почему бы не тиражировать и продавать записи?

Но это теория. На практике все делается так, как в том курьезном случае, о котором рассказала мне Иванна:

— Нужно было провести съемки в старинном особняке на Подоле, построенном в XIX веке одним из известных киевских купцов. Сейчас это здание в аварийном состоянии и огорожено глухим забором. Попасть внутрь можно было только с разрешения руководителя ведомства, которому принадлежит это здание. Разрешения чиновник не давал, мы продолжали его уговаривать, он же упорно отказывал. Не достигнув желаемого официальным путем, мы решились на авантюру. Отыскали дыру в заборе и через завалы битого кирпича, спотыкаясь и падая, приблизились к заветной двери, ключ от которой втайне от начальства дал нам один симпатичный дяденька, оказавшийся поклонником «Киевских миниатюр». Дверь долго не поддавалась, а когда, наконец, распахнулась, все остолбенели: от порога до притолоки проем был заложен свежей кирпичной кладкой!

Вот и ответ на мои вопросы. Подавляющее большинство наших бед во внезаконном администрировании. Что из того, что украинское законодательство в отношении средств массовой информации, свободы слова, права на информацию и прочее по оценкам зарубежных экспертов-правоведов одно из лучших в СНГ? Достаточно лишь пары-тройки подзаконных актов, чтобы наглухо заложить любую дверь, ведущую в свободное пространство.

Поэтому телепрограммы, создаваемые энтузиазмом тех, кому «ни рубля не накопили строчки», важны не только своим социально-культурным зарядом, но и мессианской ролью, о которой, возможно, их авторы и сами не догадываются. Как молодые побеги взламывают городской асфальт, так и они медленно, но неотвратимо разрушают администрирование свободного творчества, напоминая при этом, что на дворе уже весна и потепление неизбежно.