UA / RU
Поддержать ZN.ua

ПРОСТОТА РОКА

В конце сентября в Киеве отгремел (по звуку) и отстонал (по всему остальному) второй фестиваль «Просто Рок»...

Автор: Галина Янышевская

В конце сентября в Киеве отгремел (по звуку) и отстонал (по всему остальному) второй фестиваль «Просто Рок». В общем, событие полностью отвечало своему названию. Простота прослеживалась во всем: в подходе к организации акции, подборе участников фестиваля и репертуаре, который наконец-то раскрыл для нас понятие «просто рок».

Простоту в подходе к акции организаторы проявили изначально, осмелившись назвать пятичасовой концерт фестивалем. Во-первых, фестиваль ассоциируется, как правило, с рядом акций, связанных тематически. Во-вторых, однодневные акции не могут называться «фестивалями» хотя бы потому, что это слишком маленький срок для раскрытия заданной темы. Неужели только пяти часов стоят последние достижения украинской и русской рок-музыки? Удивительно, как организаторы не «клюнули» на модное «Международный». Ведь повод - участие российских рок-исполнителей - был.

Представляя акцию только второй раз, организаторы, опять же скромно, заявили о глубоких традициях фестиваля. Много разговоров было вокруг слияния двух рок-команд «В.В.» и «Мумий Тролль», которое произошло после встречи музыкантов на одной сцене «Просто Рок-97» и родило совместный проект.

В этот раз ставки были сделаны на рождение дуэтов украинцев «Океана Эльзы», «Грин Грея», «Ламанша» и россиян «Джуманджи» и «Маши и Медведи». Но стыковки не произошло. И причина этому лежит в основе - разными путями развивается отечественный и русский поп-рок. Поэтому никаких новых дуэтов, даже теоретически, намечаться не может. Опять же, странно, как этого не просчитали организаторы. Возможно, изменив состав участников, или еще лучше - расширив его командами из других стран-соседей, славянская рок-музыка которых также близка и понятна нам, они достигли бы лучших результатов.

Если говорить откровенно, думаю, встреча с командами ближнего Запада для украинских команд была бы поинтересней, чем с представительницами России Земфирой и Машей Макаровой. С каждым годом в украинском роке все четче прослеживаются тенденции примыкания к западным музыкальным традициям. Яркий пример - группа «Грин-Грей», каждый новый альбом которой становится все тяжелее и многоплановее по звучанию. Музыкантам удается отслеживать и профессионально быстро реагировать на последние мировые тенденции. В новых вещах, прозвучавших на фестивале, можно было четко уловить последние музыкальные «писки»: уход в более жесткое звучание и богатство фольклорного материала.

Тесты, построенные на образах и ассоциациях - тоже не русская традиция. Пока украинский рок все-таки несет в себе заряд интеллектуализма. Если мы обратимся к лидерам отечественного рока «В.В.», «Плач Еремии», «Океан Эльзы», «Мертвый пивень», тот же «Грин Грей», то убедимся, что есть над чем подумать. Кстати, кроме своих стихов, команды часто используют и тексты других современных авторов. Чего в России давно уже не наблюдается.

Поэтому не удивительно, что после текстов группы «Океан Эльзы» ограниченные в образности песни группы «Маша и Медведи» вызывали боязнь отупения. Складывается впечатление, что Маша их пишет на специально разработанной максимально упрощенной программе. Отталкиваясь от простоты языка, по-другому, как песни для домохозяек, их не назовешь. Побольше повторений для хорошего запоминания, поменьше сложных предложений, чтобы никому это не показалось заумным -и это все теперь называется поп-роком.

А как насчет того, что рок-музыка всегда считалась достоянием людей думающих? Не происходит ли в данном случае слияния понятий «попсовый» и «популярный». В данном случае мы имеем дело не с популярным, а с попсовым, «мыльным» роком. Возводить эту музыку в ранг популярной, активно навязывая эту мысль слушателю, непрофессионально. По большому счету, пропаганда некачественной музыки, а соответственно воспитания у подрастающего поколения ошибочного музыкального восприятия и музыкального вкуса, можно смело оценивать, как преступление.

С другой стороны, можно понять, почему организаторы этой и подобных акций в большинстве случаев останавливают свой выбор только на российских гостях. Ведь после такой непрофессиональной организации, что подтвердила криминальная история, произошедшая с Земфирой, они бы еще долго выясняли отношения с западными гостями, которые привыкли к более ответственной работе.

Получасовое опоздание певицы из-за нелетной погоды на маршруте «Москва-Киев» привело к тому, что Земфира вышла на сцену около 23-х часов, что было позже запланированного времени. По предварительным договоренностям между организаторами и работниками Дворца спорта это было как раз то время, когда фестиваль должен был подходить к концу. Поэтому после нескольких песен Земфиры представители административной службы, пользуясь своими правами, потребовали, чтобы организаторы прекратили концерт и включили свет. Вторые, не воспринимая угрозы серьезно, ответили, что это невежливо по отношению к певице и зрителям. И делать они этого не собираются.

Через несколько минут после закулисного разговора на сцене появился дежурный подполковник милиции и попытался отобрать у Земфиры микрофон. Темпераментная певица не церемонясь плеснула ему в лицо водой. Представители правоохранительных органов обещали арестовать группу на 15 суток за хулиганство. Но после полуторачасовых переговоров сжалились и отпустили гостей фестиваля.

Проблема не только в том, что обидели невиновного человека (хотя это тоже немаловажно). Вопрос в том, где были и чем занимались люди, которые пригласили певицу и должны были отвечать за ее безопасность. Ведь на сцене мог появиться и маньяк, и пьяный фанат.

Бесспорно, лучшим методом развязки данного конфликта было вообще не ввязывать в него певицу, а разрешить проблему на уровне организаторов «Просто Рока» и администрации Дворца спорта. Берясь за создание подобных акций следует изначально разделить роли - кто поет, а кто заботится о том, чтобы пели.

Эта ситуация типична для современного шоу-бизнеса. Нежелание и неготовность работать профессионально, решая проблемы на официальном уровне, приводят к тому, что страдают главные действующие лица, ради которых собственно все и делалось, - певец и зритель. Исполнителю приходится самому исполнять роль охранника, и расплачиваться за недоработки организаторов. А зритель лишается того, за что заплатил деньги. Кстати, никто даже не вспомнил о том, что билеты, цена которых начиналась с 20грн., полностью не «сыграли»: ущерб пришедших на концерт - очевиден.

К сожалению, это не первый и не последний подобный прецедент в отечественном шоу-бизнесе. Такие вещи будут повторяться, и не раз. До тех пор, пока у штурвала не станут профессионалы.