UA / RU
Поддержать ZN.ua

ПРОЩАЙ, ЛАЗУРЬ ПРЕОБРАЖЕНИЯ

19 августа православная церковь отмечает светлый и торжественный праздник Преображения Господня, ...

Автор: Надежда Верещагина

19 августа православная церковь отмечает светлый и торжественный праздник Преображения Господня, который относится к числу основных, так называемых двунадесятых христианских праздников и установлен в честь одного из евангельских событий.

Согласно евангельскому рассказу, однажды Христос вместе с тремя своими учениками - Петром, Яковом и Иоанном поднялся для молитвы на гору Фавор. Во время молитвы облик его внезапно преобразился и Христос предстал излучающим свет. На глазах потрясенных учеников «засияло его лицо подобно солнцу, и одежды стали ослепительно белыми». Явились пророки Илия и Моисей для беседы с ним, а из облака раздался голос Божий: «Это сын мой возлюбленный... его слушайтесь». Чудо преображения Христа призвано было не просто явить ученикам его божественное величие и славу, но и укрепить их в вере ввиду приближающейся смерти учителя, т.к. каждому из них надлежало выполнить свою миссию. Петр, который всенародно признал Божественность Христа, должен был получить подтверждение своих признаний от Небесного Отца. Якову предстояло стать первым епископом Иерусалима и первому из апостолов отдать свою жизнь за Христа. Юному же Иоанну, любимому ученику Христа, предстояло стать автором одного из Евангелий и Апокалипсиса.

Природа ослепительного света, исходившего от Иисуса на горе Фавор, стала предметом богословских споров на протяжении столетий. В XIV в. великий византийский богослов Григорий Палама, развивая библейское учение о Божественных Энергиях, дает богословское объяснение этому явлению. Паламисты утверждали, что тело Христа было пронизано светом или энергией «нетварной», т.е. божественной природы. Противники же их считали, что это было естественное «тварное» свечение человеческого тела подобно светящейся ауре у индийских йогов.

После долгих споров учение Паламы было утверждено Константинопольскими соборами. Григорий Палама стал одним из основоположников исихазма - философского движения Византии, восходящего к Святым Отцам церкви III - IV веков, проповедовавших учение о существовании вечного, несозданного божественного света.

Широкое распространение исихастские идеи получили на Афоне. Исихазм (греч. «безмолвие») - древнее понятие Восточной церкви, обозначающее подвиг, связанный с отшельничеством и молчанием. Исихасты - это аскеты-созерцатели, убежденные в том, что человек способен вступать в личное общение с Богом при помощи «душевно-телесной» молитвы и посвятившие себя священному покою, внутреннему духовному сосредоточению.

Согласно учению Паламы, воспринять божественный свет могут только удостоенные благодати праведники, а необходимым условием обретения благодати является мистическое созерцание, умерщвление плоти и молитвенный экстаз.

На протяжении многих веков в среде восточнохристианского монашества были известны аскеты, воплощавшие в духовной практике идеи паламизма и могущие преображать свое земное естество, в их числе и преподобный Серафим Саровский - великий российский подвижник и чудотворец (XIX век). Тело молитвенников начинало светиться изнутри, и они являли изумленным зрителям чудо преображения, подобное фаворскому.

Богословские споры о природе фаворского света оказали свое влияние на иконографию «Преображения». В зависимости от того, на какой позиции стоял иконописец, свет изображался идущим от Христа, т.е. несотворенным, или фигура Христа была освещена сиянием, льющимся на нее со стороны, т.е. сотворенным.

Праздник Преображения, как и многие христианские праздники, имеет двойной смысл и два названия: одно - торжественное, церковное, и другое - народное, крестьянское. В народе он называется Великий Спас и является главным в ряду трех Спасов, отмечаемых в августе. «Пришел Спас - всему час», - говорилось в старину. До наступления этого дня не полагалось есть никаких плодов. До сих пор в народе соблюдается давний обычай, несущий в себе отголосок древней земледельческой магии, в соответствии с которой первые плоды приносились в дар божествам. В этот день в церковь несут для освящения различные плоды, после чего они считаются дозволенными к употреблению. На наших землях праздник совпадает со сбором яблок, вот почему он называется также «яблочный Спас».

Праздник Спаса - это и день поминовения умерших родственников. По народным поверьям, это третий выход покойников на свет в весенне-летнем сезоне: они появляются на Страстной Четверг, Зеленые Святки и Спас.

Замечательный праздник Преображения приходится на вторую половину августа, когда блекнут краски, становятся прозрачней и холодней отсветы лета. «Прощай, лазурь Преображения и золото второго Спаса!..» Природа вступает в полосу осени.

Шестое августа по-старому

Преображение Господне,

Обыкновенно свет

без пламени

Исходит в этот день

с Фавора,

И осень ясная как Знаменье

К себе приковывает взоры.