На экраны страны вышли "Киборги" режиссера Ахтема Сеитаблаева.
В 2017-м в прокате была и его "Чужая молитва". Продюсером картин Сеитаблаева выступает Иванна Дядюра, рассказавшая ZN.UA об опыте продюсирования в Украине и разных характерах своих "киборгов".
Фильм уже собирает зрителей в разных кинозалах страны. Официальная премьера состоялась в Киеве в среду в кинотеатре "Украина". До этого был цикл презентаций в Мариуполе, Запорожье, Днепре, Львове, Ивано-Франковске, Тернополе.
* * *
"Киборги" - кино не для слабонервных. Поскольку события, отраженные на экране, - не "где-то" и "когда-то", а то, что, к нашему трагическому сожалению, продолжается - и раны не заживают, и кровь не перестает кипеть. Фильм Сеитаблаева предполагает сознательный авторский слом на грани художественности и документалистики. И даже манера существования каждого актера в кадре - это не разудалое лицедейство, а строгий стиль под кинодокумент. Участие в проекте известного драматурга Наталии Ворожбит изначально предопределило его художественную специфику как "документального кинотеатра". Так как сама Ворожбит давно поднаторела в средствах выразительности как раз на территории "докутеатра".
Вот и здесь, в кино, ее герои и ее диалоги - вовсе не выдуманное и не нафантазированное. Эти персонажи и эти тексты - плоть от плоти трудных текущих дней. То, о чем постоянно говорим сами. То, о чем регулярно читаем в ФБ: национализм, патриотизм, чей Гоголь, садок вишневий коло хати, родина превыше всего.
В этом плане сценарий госпожи Ворожбит не предполагает четких ответов на какие-либо острые социально-геополитические вопросы современности. Сам кинотекст и есть один больной вопрос - о дне теперешнем.
Драматургу и режиссеру, которые все-таки ищут свои ответы на войне о мире, к счастью, удается достаточно мастерски балансировать, не впадая в агитпроп, в пафос. Явно осознанно они отходят в своих "Киборгах" от внутриполитических и геополитических - общих и частных - накипевших тем. И явно осознанно очень пристально всматриваются только в лица героев.
Собственно, эти лица, все актеры - несомненная удача картины, художественная ткань которой представляет трагическую мозаику мужских судеб на новой войне нового века. Сильные и достоверные образы - у Виктора Жданова, Вячеслава Довженко, Романа Ясиновского, Макара Тихомирова, Романа Семисала, др. Они играют не идеологические или ура-патриотические схемы, а играют живых людей - подлинных патриотов, настоящих мужчин, пусть обреченных, но сильных.
Полагаю, разнообразные наши уважаемые премиальные комиссии, наподобие "орлов", "куропаток" или как там их… "дзыг", в свое время обязательно отметят актерский ансамбль картины.
Некоторые стилевые особенности украинских "Киборгов", на мой вкус, ближе всего и родственнее всего американскому "Повелителю бури" (один из оскаровских чемпионов). Картине, в которой почти документально фиксируются военные будни, но не батальные экшен-"праздники". В которой внутреннее состояние человека порою важнее лихо закрученного внешнего военного сюжета.
***
Иванна Дядюра - продюсер не только "Киборгов", но практически всех громких фильмов Ахтема Саитаблаева. В общей сложности у нее около 50 продюсерских кинопроектов, в том числе и телевизионных. Школу жизни и иного творческого выживания она в свое время прошла на "1+1", сотрудничая с Александром Роднянским. В ближайшей перспективе, после "Киборгов", Иванна приступит к разработке комедийного и исторического кинопроектов.
- Иванна, сколько всего копий "Киборгов" предполагается для проката на экранах Украины?
- 158 прокатных копий.
- Это мало или много для военной драмы, коей являются "Киборги"?
- Если сравнивать, то, например, фэнтези "Сторожевая застава" - 149 кинотеатров, кинокомедия "DZIDZIO контрабас" - 154 кинотеатра.
- Все ли кинотеатры страны откликаются на такой сложный и явно не развлекательный кинопроект как ваш?
- К сожалению, случаются и неприятные моменты. Например, в Черновцах есть два современных кинотеатра - имени Ольги Кобылянской и "Кинопалац". Они отказались брать "Киборгов" в прокат.
- Чем мотивировали?
- Ничем не мотивировали. Мы им сначала писали письменные запросы, звонили. Но там просто перестали брать трубку и отвечать.
И вот, пожалуй, таких откровенных бойкотов "Киборгов" больше в Украине нигде и не было.
Мы, например, искренне поражены, что Одесса и Харьков прониклись нашей темой и просили приехать с презентациями. Обязательно там будем.
- Два больших фильма за один-то год - труд титанический. Как вытянула этот обоз?
- Даже не знаю. Скорее всего, закалка на "1+1". Ну и просто желание работать. Желание делать свое дело.
- Если перескочить от "Киборгов" к "Чужой молитве" - трогательной а-ля спилберговской истории о детях-евреях, которых спасла крымская красавица-татарка… Что можешь сказать о кассовых сборах этого фильма, стартовавшего в прокате еще летом?
- Сборы у "Чужой молитвы" такие, какими они, пожалуй, и должны быть. С учетом того, что готовили премьеру к 18 мая.
Впоследствии премьеру переносили. И потом недостаточно ее раскрутили.
К тому же, как известно, был очень трудный съемочный процесс. С учетом того, что съемки проходили в Грузии, а не в аннексированном Крыму.
Собственно говоря, история в "Чужой молитве" - не для зрителя, который идет в кинотеатры только на "попкорн" и ищет в кино только удовольствие. В конце концов, в Европе есть специальные кинотеатры, которые предполагают системные показы картин такого формата. У нас подобного нет.
- За рубежом к "Чужой молитве" есть интерес?
- За границей интерес сумасшедший. Поскольку в военной картине (а это Вторая мировая) прослеживаются явные параллели с теперешней аннексией Крыма.
Этот фильм - как напоминание о том, что уже сегодня происходит в Крыму. И что даже сегодня, как бы это грубо ни звучало, на полуострове опять ищут очередные "артефакты" и определяют принадлежность Крыма к очередной господствующей расе.
Мы подобное специально не делали, но сама история корректирует некоторые сценарии.
- Что можешь сказать, как продюсер, о режиссере и очень близком тебе человеке Ахтеме Сеитаблаеве, с которым совместно сделано много фильмов? Часто ли возникают конфликты на съемках? Какой Ахтем в работе - напористый, дерзкий, сдержанный?
- Поскольку и я себя считаю человеком творческим, то на территории профессии мы частенько сталкиваемся как раз в творческих вопросах и часто можем друг другу что-то доказывать.
Уж если берем в работу проект, то разбираем его по косточкам: анализируем, выстраиваем, обдумываем.
Но как продюсер и режиссер мы не можем не слышать друг друга. Как продюсер я вникаю в материал, досконально изучаю драматургию, сюжетообразующие линии, каждую сцену. И если вижу целостность, то даже в спорах всегда найду с режиссером компромисс.
Безусловно, любому режиссеру нельзя залезть в голову и до конца понять весь его творческий мир. Такому режиссеру нужно либо верить, либо не верить. Ахтему я верю безоговорочно.
- А в "доахтемовский" период что дал тебе на "плюсах" Александр Роднянский?
- В профессиональном смысле он дал мне самообразование, дал ощущение масштаба в кинопроизводстве. Может быть, прежде я никогда не заглядывала вперед, но сейчас как продюсер всегда думаю о перспективе и смотрю вперед.
Безусловно, Роднянский очень повлиял на меня в том плане, что благодаря ему обнаруживаю максимальный интерес ко всему - новинкам кино, телевизионному продукту. Слежу даже за футболом. Учусь учиться. Учусь прокатывать фильмы.
Вот это он мне и дал - способность мыслить горизонтально и вертикально, объемно.
- Долгое время у нас говорили, что мир спасет только наше продюсерское кино. Видимо, так оно и есть. Но вот прошло достаточно много времени, и на кого ты ориентируешься уже в Украине на территории продюсерского кино? Твое отношение к теме кинопродюсирования в нашей стране?
- Всегда ориентируюсь только на себя и на творческий тандем с хорошим режиссером. Для меня важно собрать команду единомышленников, начиная со сценариста. Притом, заметь, не каждый сценарист способен поднять ту или иную тему. И не каждый из них способен работать в том или ином жанре.
То есть для меня продюсирование (в том числе) - это команда. Точность, талантливость и слаженность каждого игрока этой команды. Включая не только режиссера, актера, но обязательно и оператора, звукорежиссера. Ведь каждый фильм - это глаза оператора. Оператор помогает своими художественными средствами раскрыть характер, тему, действие. В этом случае мне повезло. И я считаю, что в наших проектах работали замечательные украинские операторы.
- Сейчас в вопросах перспектив кинопродюсирования для многих складывается легкая и эффектная формула, когда во главу проекта ставишь высокопоставленного клоуна (т.е. эстрадную маску), настраиваешь всех играть под дурачка, и в результате - прекрасные кассовые сборы. Для тебя такая формула приемлема?
- Я, видимо, к сожалению, много читаю хорошей литературы. И в этом плане я заложница хороших диалогов на экране. А также заложница своего прошлого, так как воспитывалась на хорошем художественном кино.
Поэтому и появилась в "Киборгах" как сценарист Наталия Ворожбит - замечательный украинский драматург.
Мы как-то сразу почувствовали друг друга.
И я уже на дальнейшие проекты буквально стою к ней в очереди. Поскольку Наташа - очень востребованный автор.
В то же время украинскому кино нужны разные жанры. И уже в ближайшее время хотим делать заведомо кассовую комедию, поскольку людям нужна и такого рода терапия. Комедии в трудные времена всегда исцеляли зрителя. Могу только приоткрыть название будущего проекта - "Золотой батон".
- Это что, фильм про Януковича?
- В фильме предполагается и политический акцент, но только фоном. Надеюсь, фильм будет смешной. Вынашиваем идею также большого исторического проекта. Все детали со временем станут известны.
- Что скажешь о динамике кассовых сборов именно комедийного попкорнового продукта на наших больших экранах? Кто в этом плане сегодня чемпион?
- Здесь лидер "Слуга народа" -
25 млн, на втором месте "DZIDZIO Контрабас" - 22 млн. Молодцы!
- Но как сделать украинское кино и привлекательным для массового зрителя, и выгодным для продюсера, и не унижающим зрителя намеренной тупостью? Есть рецепты продюсерского успеха, есть такие формулы?
- На мой взгляд, наш зритель катастрофически не приучен к отечественному кино. И начинать в том числе нужно и с хороших комедий. С проектов, которые привлекут в залы молодняк. Родители должны за руку детей водить в кинотеатры на украинское кино. Это должно стать привычкой, доброй традицией.
- Как раз сейчас многие фильмы очень далеки от окупаемости в прокате…
- Да, далеки. К тому же конкуренция очень сильная. Уже в новом году на украинское кино будут давать миллиард...
- А раньше сколько давали?
- Около 500 млн… И уже в следующем году на отечественных экранах вплотную, друг за дружкой, выстроится линейка примерно из 40 отечественных прокатных картин. То есть конкуренция в украинском кино будет очень жесткая.
- Но нет же гарантии, что зритель выберет американский блокбастер, а не талантливый отечественный фильм?
- Безусловно, такой гарантии нет. Поэтому на украинском кинорынке в том числе нужно брать и количеством. Потому что со временем количество перерастает в качество. Что-то случайное отсеется, а сильное и талантливое останется и выживет.
- У тебя нет ощущения, что наш кинорынок как раз "самоконсервируется". Чаще смотрит только на внутренние ресурсы, редко выстраивая ценностные и кассовые перспективы - на внешний рынок, за рубеж?
- Здесь две стороны одной медали. Нужно делать то, что будет понятно миру. Но нужны истории, которые "наши".
Сейчас в мировом кино много локальных фильмов. Испания снимает о своем локальном - и собирает дома хорошую кассу, и побеждает на фестивалях. Словакия выпускает успешный фильм "Межа": он о внутренних проблемах, но фильм сопровождает успех и дома, и в мире.
В случае с "Киборгами" предполагалась задача, чтобы эта история была понятна и здесь, и там.
- Вот и вернемся к "Киборгам". Были какие-то особые сложности в кастингах на эту картину? Как собрали действующую команду актеров?
- Ну, во-первых, у нас есть прекрасный кастинг-директор, которую мы сами и вырастили, и которая отлично умеет работать с актерами, много ездит по разным городам, по разным театрам, у нее хороший вкус и отличное видение.
И, во-вторых, в случае с "Киборгами" есть важный нюанс: слишком медийные лица могут нивелировать доверие к этой истории, ведь история эта практически документальная.
То есть зритель в зале мог бы воспринимать "маску" какого-то популярного актера в фильме - и на образ персонажа мгновенно будут накладываться иные ассоциации.
К счастью, нам удалось этого избежать. Мне кажется, получился тот редкий случай, когда в проекте есть слаженный актерский ансамбль. Как в хорошем театральном спектакле, как в достоверном фильме.
- В этом мужском кино много запоминающихся персонажей. Давай попробуем - уже с твоей стороны - дать емкие характеристики хотя бы нескольким героям фильма.
- Очень близкий человек для нашей режиссерской и продюсерской группы - молодой актер Макар Тихомиров. Мы с ним когда-то начинали работать в проекте "Чемпионы из подворотни". Это был телевизионный формат, и Макар был еще мальчишкой. Со временем стал студентом курса Дмитрия Богомазова. И мы увидели, насколько он вырос, раскрылся, насколько у него сумасшедший творческий потенциал.
В нем как бы уживаются и нарванность (в хорошем смысле), и образованность. Он и рефлексирует, и в то же время знает, что делать.
В "Киборгах" его герой с позывным - "Мажор". Уверен, многие оценят работу Макара. Некоторые зрители и критики называют его одним из главных актерских открытий 2017 г.
Один из самых наших любимых и выстраданных героев - "Серпень", которого играет Слава Довженко. В его возрастной категории не так много сильных и харизматичных артистов. И все, кого знаем, уже предполагают какие-то прилипшие медийные маски. Слава тоже много снимается, причем достойно снимается, но в "Киборгах" он открылся совершенно по-новому. Многие говорят, что для большого кино Слава Довженко - потрясающая находка.
В нашем фильме есть два чрезвычайно сложных персонажа - "Серпень" (Довженко) и "Гид", которого играет Роман Ясиновский.
О "Гиде" мы поначалу вообще ничего не понимаем. Кто он, откуда, почему именно "так" себя позиционирует. У него настолько разные состояния и настолько непредсказуемое поведение, что мы порою вслед за ним шарахаемся с одной стороны в другую. И только со временем понимаем, какой слом предполагает судьба этого человека…
Перед актером здесь была невероятно сложная задача: ведь если ты уйдешь только в психоз - то это конец роли. Если сфальшивишь - не поверят. В этой же роли легко скатиться в историю "блатного", неприкаянного.
К моему большому счастью, Роман Ясиновский прошел по этой роли, как по тонкому льду. Притом он сам и предложил попробовать себя в фильме. Мы посмотрели пробы и поняли, что он максимально убедителен.
- "Киборги" в моем жанровом ощущении - военная драма характеров. Каково твое ощущение жанра?
- Когда я только прочитала сценарий Наташи Ворожбит, сразу поняла, что здесь есть потрясающие человеческие истории, которых на наших экранах не было давно. Наташа - просто филигранно - разработала эти истории. Поэтому есть замечательные диалоги, убедительные характеры.
О жанре могут спорить критики, для меня же, повторюсь, этот фильм, в первую очередь, - человеческая история. Это история, которая определяет подлинные ценности в жизни. То, что определяет и подлинный патриотизм. И без надрыва рассказывает о подлинном патриотизме, о предназначении человека - и в мирное время, и на войне.
- Какие страны заинтересовались продвижением "Киборгов" - в прокате, на фестивалях?
- Есть предложения из Прибалтики, Польши, Канады. А дальше будет видно.