UA / RU
Поддержать ZN.ua

ПРОДОЛЖЕНИЕ «БЕЛОЙ ГВАРДИИ»: ИСТОРИЯ РОМЕО И ДЖУЛЬЕТТЫ

Как известно, роман Булгакова «Белая гвардия» не был им закончен: из Киева уходят войска Директории, а на мосту случайно гибнет прохожий...

Автор: Наталия Гончаренко

Как известно, роман Булгакова «Белая гвардия» не был им закончен: из Киева уходят войска Директории, а на мосту случайно гибнет прохожий. Писатель хотел продолжить роман, задумывая трилогию, но… Но случилось так, что «Белая гвардия» так и заканчивается 1919 годом. Что произошло потом с героями романа, как сложилась их жизнь? «Дописать» знаменитый роман взялся молодой, но уже известный исследователь Ярослав Тынченко, автор книги по истории русского офицерства и недавно вышедшего исторического исследования судеб прототипов героев «Белой гвардии»…

Все исследования построены на документах, которые пришлось добывать не только в архивах Украины, но также в Москве и в Париже. Интересно, что «дописать» «Белую гвардию» Ярославу Тынченко предложил один из известных московских театров, который намерен дать на своих подмостках театральную жизнь произведению украинского историка. Мы попросили Ярослава Тынченко рассказать о будущей работе.

- Это будет рассказ о дальнейшей судьбе героев «Белой гвардии» - артиллериста Мышлаевского и Анюты. По моей версии, прототипом Мышлаевского был друг семьи Булгаковых - Петр Александрович Бржезинский. Вот о нем мне и хочется написать. Почему? В его жизни была очень красивая романтическая любовь с трагическим концом - к Нине Константиновне Коссобудзской. Петр Александрович происходил из древнего польского аристократического рода. Он окончил Варшавский кадетский корпус и Константиновское артиллерийское училище в Санкт-Петербурге, после окончания которого получил назначение в Киев. Тут он и подружился с Константином Коссобудзским и его семьей. Потом это знакомство вылилось в бурный роман с Ниной Константиновной Коссобудзской… Отголоски этого бурного романа просматриваются в истории Мышлаевского и Анюты. По принципиальным соображениям Петр Александрович Бржезинский не захотел в 1918 году уходить из Киева с войсками гетмана Скоропадского. Он вступил в Киевскую добровольную дружину, в составе которой принимал участие в боях под Киевом. Однако и оттуда он ушел. Революция привела Бржезинского, как и многих русских офицеров, к тоске и разочарованию, приучив к безделью и безалаберной жизни. Булгаков обо всем этом рассказал в истории Мышлаевского. И так же, как Мышлаевский, Бржезинский идет к женщине: к прототипу Анюты - Нине Коссобудзской. Я не берусь проводить прямых аналогий между отношениями реальных людей и литературных героев, но, по-видимому, в чем-то они были схожи. Помните, у Булгакова: «С Анютой всегда происходили странные вещи, лишь только поручик Мышлаевский появлялся в турбинской квартире… Аннушка становилась рассеянной, бегала без нужды в переднюю и возилась там с калошами до тех пор, пока не чавкали короткие, спущенные до каблуков шпоры и не появлялся скошенный подбородок, квадратные плечи и синие бриджи…»

О том, чем все это закончилось, рассказывает малоизвестная 19-я глава, где февральским вечером Мышлаевский увозит Анюту с таинственной запиской Турбина в лечебницу… Потом внезапно он исчезает из Киева. Так же внезапно исчезает и Бржезинский. Его путь лежит в Германию, а оттуда - в Англию. Хорошее знание иностранных языков и умение держать себя в обществе могли бы обеспечить ему здесь неплохую карьеру. Бржезинский проходит курсы переподготовки и вдруг вновь отправляется в Россию: по заданию командования Антанты он должен служить в армии генерала Колчака на Дальнем Востоке. Колчаковский фронт трещит по всем швам: наступают красные. Брат Бржезинского успевает уйти с белыми в Китай, а Петру Александровичу пришлось перейти к красным… В 1921 году он приезжает в Киев, где его еще ждала Нина Коссобудзская и на которой после 7 лет разлуки он наконец-таки женится. Его материальное положение нелегкое: безработный, грузчик, десятник на стройке. И вот осенью 1930 года он получает приглашение от мужа Варвары Булгаковой - Леонида Сергеевича Карума - читать курс военной химии в Институте народного хозяйства. Однако поработать там удалось всего несколько месяцев: ГПУ уже начало охоту за бывшими белыми и шаг за шагом подбиралось к институту народного хозяйства… В поле зрения бдительного ока гэпэушников попал Владимир Ольдерогге, который (вот ирония судьбы!) в 1920 году руководил тем самым победным наступлением красных на Дальнем Востоке, разрушившим все надежды Петра Бржезинского… Зять Ольдерогге Минин и Карум, работавшие в институте народного хозяйства, были, разумеется, обвинены в соучастии, ну а в служившем у Колчака Бржезинском ГПУ сразу учуяло чуть ли не идеолога этого самого заговора.

1 февраля 1931 года за ним приехал черный воронок. А уже 6 марта был вынесен приговор: расстрел. Потом расстрел был заменен пятью годами исправительных работ. Сначала местом отбытия наказания была назначена Мордовия, а потом СЕВЛАГ, куда Петр Бржезинский уже не доехал…

Нина Константиновна пять раз направляла в прокуратуру прошения о пересмотре дела мужа, но ни на одно из них ответа так и не получила. А вскоре и ее постигла участь Петра Александровича…

- Ярослав, вам не кажется, что эта повесть о киевских Ромео и Джульетте намного печальнее шекспировской трагедии? Пересечь всю Европу, вернуться из Англии в Россию, в Киев, - зачем? Чтобы погибнуть… Но мог ли Бржезинский поступить иначе? Возможно, не случайно впервые «Белая гвардия» была издана за границей вместе с известным романсом поэта Гончаренко о поручике Голицыне, который заканчивается строками:

«Поручик Голицын,

А может, вернемся?

Зачем нам, поручик,

Другая земля?»

Родина, родная земля манила сотни таких, как Голицын, которые, как птицы, летели домой, чтобы там погибнуть… А если расширить историческую перспективу - сколько людей гибло у нас во все времена исторических переломов? Может быть, роман Булгакова - это не роман о белых, а горькая история о том, как трудно оставаться самим собой, просто человеком во времена таких переломов?

- Да, по-видимому, вы правы. Пытаясь создать историческое продолжение романа «Белая гвардия», я использовал роман в качестве фундамента, от которого можно оттолкнуться, рассказывая о судьбе обычной киевской семьи в годы гражданской войны. Мне кажется, это очень интересная тема…