UA / RU
Поддержать ZN.ua

ПРОДЕЛКИ ЗАГРАНИЧНОГО ВИЗИТЕРА,

В театре «Сузір'я» - премьера. «Визит господина В» (то есть Воланда) - еще одна театральная интерпретация «Мастера и Маргариты», и интерпретация удачная...

Автор: Елена Раскина

В театре «Сузір'я» - премьера. «Визит господина В» (то есть Воланда) - еще одна театральная интерпретация «Мастера и Маргариты», и интерпретация удачная. Вдохновившись проделками кота Бегемота, Коровьева и Азазелло, актеры решили мистифицировать зрителей прямо-таки по высшей категории и начали делать это не на сцене, а чуть ли не у дверей театра. На лестнице, ведущей в фойе, ничего не подозревающих театралов ожидало первое «препятствие» - Коровьев собственной персоной, препротивнейшая и гадко улыбающаяся рожа. «Здравствуйте, маркиза...» - сказал он мне. Оставалось только раскланяться.

В фойе меня схватил за рукав какой-то тип, уговаривая сдать валюту. Хорошо еще, что валюты при себе не было, а то бы непременно сдала, так убедительно меня уговаривали избавиться от «гадких зеленых». Одна юная зрительница не выдержала и отдала ловкому очковтирателю доллар. Денежное пожертвование, вероятно, пошло на нужды театра. Вот, оказывается, как нужно взимать налоги с населения... Но это было еще не все. Добрую половину собравшихся пустили в оборот, заставив петь хором «Славное море, священный Байкал». Соблазнительная Гелла с грандиознейшим декольте играла с каким-то несчастным в шахматы, ловко воруя фигуры. Так что еще до начала спектакля зрители были должным образом мистифицированы, ошеломлены и одурачены.

«Визит господина В» (режиссер А.Крыжановский) представляет собой мозаику из отдельных сцен романа. Н.Рушковский (Понтий Пилат) играл в окружении своих студентов, удачно спевшейся труппы, в которой особенно выделялся противно-очаровательный Коровьев, с гримасами явно первой, а не второй «свежести». Спектакль вырос из студенческих этюдов, прихотливо склеенных между собой, с неожиданными переходами и лирическими отступлениями. Роли (кроме Понтия Пилата и Коровьева) не были распределены между актерами. Поэтому, когда благополучно зарезанный вагоновожатой Миша Берлиоз вдруг появился в облике убийцы Азазелло, никто не удивился - чехарда с ролями и амплуа стала уже неотъемлемой чертой современных постановок. «Занавес», лежащий меж «ними и нами», между актерами и зрителями, в последнее время истончился до невозможности, а уж о «классических складках» и говорить не приходится...

В антракте зрителей беспардонно выкинули из зала, заявив, что нужно провести дезинфекцию. Но процесс пошел, и в фойе пели хором, дурачились и заигрывали с Геллой уже без наводки...

Во втором действии линия Иешуа почти сошла на нет, и явный крен в сторону Воланда стал беспокоить. Конечно, бал у Воланда и в романе тянулся невероятно долго. Праздничная «дьявольская» полночь никак не хотела переходить в утро, но кончать спектакль на этой полночи было, быть может, ярко, но уж никак не гармонично. Эпизод с прощением Понтия Пилата куда-то исчез, а жаль... Вообще линия Иешуа Га-Ноцри, несмотря на внушительную игру Пилата-Рушковского, не была обыграна как следует.

Впрочем, как признался режиссер, почти трехчасовой спектакль мог потянуть и на четыре, и на пять часов. Пришлось подсократиться, чтобы зрителям, не успевшим к закрытию метро, не пришлось ночевать в театре. Вернуть спектакли «на весь вечер» - мечта многих режиссеров, и скоро мы, как во времена Мольера, будем ходить в театры с солидным запасом еды. «Визит господина В» - еще одна попытка схватить зрителя за шиворот и вовлечь его, «свеженького», не успевшего даже получить номерок в гардеробе, в проделки, безумства и мистификации.

«ЗН» поздравляет «Сузір'я» с десятилетием!