UA / RU
Поддержать ZN.ua

Продается завод вместе с замком

Верховная Рада временно запретила приватизацию памятников культурного наследия еще два года назад...

Автор: Роман Якель

Верховная Рада временно запретила приватизацию памятников культурного наследия еще два года назад. Зеленый свет должно было дать принятие закона «О перечне памятников, не подлежащих приватизации». Но в Украине моратории демонстрируют удивительную способность длиться долго.

— Все это сдерживает процесс вложения частного капитала в сохранение, восстановление и использование памятников культурного наследия, и в первую очередь замково-дворцовых сооружений, — считает начальник управления градостроения и архитектуры Тернопольской облгосадминистрации Олег Залищук.

С чиновником нельзя не согласиться. На Тернопольщине сохранились в разном состоянии 34, то есть фортификационные сооружения — это более трети всех существующих в Украине. Шесть замков и замково-дворцовых комплексов переданы на баланс Национального заповедника «Замки Тернопольщины» в Збараже и двух государственных историко-архитектурных заповедников — в Кременце и Бережанах. Эти архитектурные жемчужины нашли хозяина и в разной степени восстанавливаются за государственные средства и деньги, заработанные самими организациями.

Вернуть к жизни еще несколько достопримечательностей фортификационного и жилищного искусства в области вызвались частные инвесторы. Они заинтересовались замком в поселке Микулинцы Теребовлянского района и руинами замка и дворца в Скале-Подольской Борщевского района. Но кто захочет вкладывать большие средства в их восстановление и приспособление для культурных, туристических нужд, не приобретя эти объекты в собственность? Способы приватизации могут быть разными. Но пока еще — мораторий.

Между тем продажа памятников, вопреки требованиям украинского законодательства, набирает обороты. Происходит это даже в маленькой, но богатой объектами культурного наследия Тернопольской области.

Ягильницкий замок в Черт­ковском районе был построен польским магнатом Станиславом Лянцкоронским еще в конце XVI века. Это архитектурный памятник местного значения. Большое оборонное сооружение держит на себе табачно-ферментационный завод, уже почти десять лет являющийся собственностью частного предприятия — ЗАО «Тютюн-імпекс». Недавно владелец, не имея ни паспорта, ни охранительного договора на памятник, как того требуют нормы Закона «Об охране культурного наследия», пытался продать завод вместе с замком. Памятник отчуждался без согласования с органом охраны культурного наследия, в данном случае — управлением градостроения и архитектуры облгосадминистрации. А это также запрещено упомянутым законом. И только после прокурорского реагирования продажа была остановлена.

С другим архитектурным памятником местного значения — виллой прежнего землевладельца Абрагама Ротштейна в Тернополе, построенной в 1901 году, произошла более грустная история. Долгое время она принадлежала государству в лице Верховной Рады. Но в 2005 году Тернопольский горисполком признает право собственности на необычный дом за ГАК «Хлеб Украины». А в январе этого года городское бюро технической инвентаризации выдает соответствующее свидетельство. Чем не последовательная подготовка к продаже объекта?

Мораторий на приватизацию памятников культурного наследия, установленный Верховной Радой, не отменен. Но это мало волнует стороны, заинтересованные в переходе исторической виллы в частные руки. В мае этого года ГАК «Хлеб Украины» на аукционе продает ее за 1 млн. 303 тыс. гривен обществу «Украинские инвестиционные системы», зарегистрированному в Киеве, Львовская площадь, д. 8. По рыночным ценам ее можно было бы реализовать вдвое дороже. А с учетом статуса архитектурного памятника — государство получило бы еще больше средств.

Ни паспорта, в котором были бы предусмотрены возможность использования памятника и запрет на действия, способные привести к его повреждению или разрушению, ни охранительного договора у прежнего владельца не было. За согласованием на отчуждение в управление градостроения и архитектуры он тоже не обращался. Но продажа состоялась — вопреки всем требованиям! Нотариус заверяет договор купли-продажи, не поинтересовавшись, есть ли для этого законные основания. Одно нарушение законодательства потянуло за собой другое. Тернопольское городское бюро технической инвентаризации выдает покупателю свидетельство о праве собственности на виллу. Выходит, для «инвентаризаторов» норма Закона «Об охране культурного наследия», требующая в документе о праве собственности указывать категорию памятника, дату и номер решения о его государственной регистрации, ничего не значила?.. По этому поводу руководство облгосадминистрации отправило обращение в прокуратуру города Киева. Проверка продолжается. А продажа подобных памятников становится неуправляемой стихией.