UA / RU
Поддержать ZN.ua

ПРИЗРАК БЕЗРАБОТИЦЫ БРОДИТ ПО ЕВРОПЕ

Пьеса современного швейцарского немецкоязычного драматурга Урса Видмера «Элитные псы» идет во многих европейских театрах...

Автор: Алла Подлужная

Пьеса современного швейцарского немецкоязычного драматурга Урса Видмера «Элитные псы» идет во многих европейских театрах. В 1997 г. на Международном фестивале современной немецкоязычной драматургии в

г. Мюльхайме (Германия) она получила первую премию. Обращение к этой драматургии Национального театра русской драмы им. Леси Украинки - свидетельство того, что проблемы, остроактуальные для мира западного, начинают маячить и на нашем молодом капиталистическом горизонте. Призрак безработицы стал приобретать для нас все более реальные черты. Явление, отсутствием которого мы всегда гордились, считали его прерогативой чужой жизни, стало бедствием и для нас. Пьеса «Элитные псы» - о безработных. Хотя не о тех, образ которых сразу возникает в сознании, когда произносится это шероховатое слово - опустившихся, плохо одетых людях. Эти безработные - из высших эшелонов, элитного сословия. Они еще в отличных костюмах и с дорогими кейсами, но во взгляде - то же выражение краха, безысходности. Нашему человеку такие безработные не очень-то знакомы, не ходят они толпами по нашим улицам, но как знать, может, и такое время наступит.

Форма спектакля, выбранная постановочной группой (режиссер - Л.Остропольский, сценический дизайн - Е.Корнейчук, музыкальное оформление - В.Шпаковская, Н.Сазоненко, ассистент режиссера - О.Никитин), очевидно, наиболее приемлема для его темы и такой драматургии. Тема свежая, не отстоявшаяся, поэтому естественно публицистическое решение. Чем-то напомнило оно художественную эстетику 70-х, когда с публицистической страстностью актеры говорили о наших тогдашних идеалах со сцен. Сегодня герои другие, со сломанными, покалеченными судьбами. Когда рассказывают они о том, как жизнь выбила их из привычной колеи, то бишь из удобных начальственных кресел, даже становится по-человечески жалко их, беда делает людей просто людьми. Элитные, но все же псы, выгнанные «со двора», ненужные. В этих эмоциональных отступлениях спектакль отрешается от чистой публицистики и дает возможность действию наполниться психологическим содержанием, необходимым для поддержания несколько затухающего зрительского внимания. Играть бессюжетную драматургию непросто, но благодаря актерским моноспектаклям, из которых собственно и скроена ткань действия, можно понять поставленную творцами спектакля задачу - рассказать не о безработице, а о состоянии людей, которые на своей шкуре уже почувствовали ее когтистые лапы.

Кто-то может воспринять спектакль «Элитные псы» как рецепт психологического спасения для попавшего в подобную ситуацию, кто-то легкомысленно отмахнется: «Нам бы их проблемы!». Но не стоит быть столь благодушным. Время этих проблем грядет уже и для нас. И спектакль этот - подготовка к будущему, но не светлому.