Все «рабы Мельпомены» в этот день, 27 марта, добровольно, плотными колоннами тянутся в свой храм - театр. Праздник этого года начался уже на подступах к театру. Звуки бодрого марша, раскаты фейерверка, роскошный импортный автобус, из недр которого возникли счастливые номинанты, еще не ведающие своей пекторальной участи. Под аплодисменты и приветственные возгласы они слились с коллегами в единой празднично-театральной тусовке.
Форма церемонии имеет определенные, уже отстоявшиеся каноны - да и что тут придумаешь нового: объявление-вручение-поздравление. Главное - в наполнении этой формы содержанием. «Пекторалью-98» занималась постановочная группа (сценарий - Н.Рыбалко, режиссер - Ю.Одинокий, художник - А.Александрович-Дочевский, ведущие - Ольга Сумская и Лесь Заднипровский). Несмотря на столь мощное творческое собрание, нового, качественного изменения церемонии не произошло. «Не выстрелила» их бутафорская лодка, удачно окрещенная ведущим «мини-Авророй», с Ильичем, указывающим направление пути театрального искусства: «Вперед, товарищи!» Не случилось «мартовского» переворота, о котором так мечтали театралы. Подумалось, может, когда «Пектораль» будет проводиться раз в 50-й, тогда все пройдет без огрехов и заминок? Может, тогда учтется опыт предыдущих церемоний и наконец-то усвоится незыблемое правило любого действа - репетиция и продуманность всего до мельчайших подробностей. На импровизацию - полпроцента! Создалось ощущение, что готовился вечер за несколько часов до начала, и поэтому впечатление от интересных идей оказалось смазанным и неубедительным. Объяснить все сложностями организационными можно, но ведь это слабое оправдание. Предполагалось одиннадцать торжественных моментов - «сияние» каждого номинанта «в лучах славы» на импровизированном троне. Очевидно, об этом виновников торжества в известность не поставили, поэтому предложение «погреться в лучах славы» застало их врасплох, да и лучи «загорались» с опозданием, как и фанфарная музыка. И совсем уж грустно было, когда двое из номинантов не вышли за наградами, а ведущие растерянно восклицали: «А-а-у!». Работала целая административная группа, неужели не в ее обязанностях - необходимость убедиться в наличии всех претендентов и сориентировать ведущих заранее?
А замечательная и остроумная находка с «доставкой» конвертов с именем победителя на лодке, которая выплывала на вращающемся круге? Она омрачилась заминками, которые сыграли против ее оригинальности. Не совсем понятным остался принцип формирования поздравительного блока. Все выступающие - прекрасные артисты, но как хотелось увидеть среди них настоящих театральных звезд, присутствие которых больше соответствовало бы этому празднику. Да и финал действа выглядел банально из-за обращения к растиражированным «Многим летам!». Сколько замечательных песен о театре в исполнении драматических артистов существует, почему бы не обратиться к ним?
Ну а что же само награждение? Кто пополнил отряд обладателей «Киевской пекторали»? Как известно, год на год не похож и события в жизни театральной непрогнозируемы. Год 1998-й, в котором состоялось 68 премьер, был достаточно ровным, спектаклей, о которых говорили бы «нашумевшая премьера», замечено не было. Поэтому имеем то, что имеем. Выбирали члены жюри из 19 лучших спектаклей, рекомендованных экспертами для второго тура творческого соревнования. Борьба была серьезная и выбор непростой. Как видите, даже актрисам не удалось победить в номинации «Лучшая женская роль». Приз достался актеру. Вот такие понятия у этих критиков! Кто их разберет, объективны они или конъюнктурны, но хочешь не хочешь, а полагаться на их мнение приходится. В вечном противостоянии критики и артисты, но и обходиться друг без друга не могут. Просто замечательную идею предложили на вечере - создать памятник и установить его перед Министерством культуры. Идея такова: скульптурная композиция - актриса, в одной руке держащая букет цветов, а в другой - пектораль, которой отбивается от группы критиков. Забавный был бы памятник, хотя пекторалью от критиков можно разве что прикрыться, а вот отбиться - вряд ли!
Режиссер лучшего спектакля года, В.Малахов, на вопрос, какая будет по его мнению церемония через десять лет, просто сказал: «Думаю, такая же, как сегодня!» Может, он и прав, всегда будут на чашах весов вечность и суета, всегда будут справедливость и разочарование, обида и понимание. Всегда театр будет ареной творческого соревнования, вечный и прекрасный!
Кто же стал обладателями «Пекторали-98»? «Лучший дебют» - студенты IV курса института им.Карпенко-Карого, спектакли «Визит господина В.», «Человек из Ламанчи». «Лучшее пластическое решение» - В.Литвинов, «Барышня и хулиган». «Лучшее музыкальное решение» - Л.Этингер, «Ворон». «Лучшая сценография» - В.Карашевский, «Амфитрион». «Лучшая мужская, женская роль второго плана» - В.Авдеенко, «Амфитрион», В.Савчук, «Бал воров». «Лучшая женская роль» - В.Легин, «Лысая певица». «Лучшая мужская роль» - А.Вертинский, «Синий автомобиль». «Лучшая режиссура» - В.Малахов, «В степях Украины». «Лучший спектакль для детей» - «Ворон». «Лучший спектакль» - «В степях Украины».