UA / RU
Поддержать ZN.ua

ПРИВИДЕНИЯ ПОЯВЛЯЮТСЯ ПОСЛЕ ДВЕНАДЦАТОЙ

Нынешняя «самиздатовская» волна нет-нет да поднимет на гребне своем что-нибудь стоящее. Беда лишь, что редкие заслуживающие внимания вещи на фоне чудовищного вала макулатуры не очень заметны...

Авторы: Владимир Фоменко, Илья Хоменко

Нынешняя «самиздатовская» волна нет-нет да поднимет на гребне своем что-нибудь стоящее. Беда лишь, что редкие заслуживающие внимания вещи на фоне чудовищного вала макулатуры не очень заметны. Особенно же обидно, что любопытные научно-популярные брошюры и книги, публикуемые на средства авторов (и имеющие потому все внешние признаки макулатурного самиздата), аудитории своей не находят, а потому бесспорный спрос на такого рода литературу не удовлетворяют.

Книга В.Руденка «1000 лет под землей» оказалась у нас совершенно случайно, буквально на днях, хоть и увидела свет в 1998 году. Владимир Руденок, историк и профессиональный археолог, заведующий отделом истории пещер Черниговского государственного историко-архитектурного заповедника, обобщил свой тридцатилетний опыт исследования рукотворных черниговских подземелий. Много интересного — помимо описания раскопок, находок, открытий — отыщет в этой тоненькой книжке читатель. Сообщаемые автором сведения о первом черниговском подземном монастыре, основанном преподобным Антонием Печерским, далеки от хрестоматийных. Особенно интересен рассказ о тех, кто уже в двадцатом столетии видел в пещерах не памятник прошлому, но путь. О них говорится спокойно и взвешенно. Очень непросто даже сегодня, когда запрет на тему снят, найти правильную интонацию для разговора о людях, пытавшихся копать новые подземные галереи и воздвигать церкви в глубинах Болдиной горы, противопоставляя религиозный дух светской власти. Были среди копавших истинно верующие и по вере своей не готовые принять революцию. Были — фанатики. Были и просто авантюристы (некоторые пользовались даже духовной поддержкой отбывавшего в Чернигове административную ссылку печально известного издателя «Протоколов сионских мудрецов» Сергея Нилуса). Верность религиозной доктрине обернулась для немногих из них Иудиным грехом — в войну приняли сторону немцев. Молились во славу немецкого оружия, словно не слыша пулеметных очередей из загородного яра, где казнили патриотов… Все сложно. Хорошо, что одна из первых публикаций на эту тему вышла именно такой — дистанцированной, корректной, ярлыков не навешивающей.

Несколько портит брошюру глава «Привидения Антониевых пещер». В ней автор, помимо прочего, описывает ряд загадочных явлений, которые наблюдал в подземелье во время раскопок. По его словам, он не был единственным, кто столкнулся в пещерах с необъяснимыми феноменами: геофизические приборы неоднократно давали под и над землей ложные показания. Многие люди испытывали в галереях ощущение «чужого взгляда» на затылке, некоторых посещали загадочные видения. Самому же В.Руденку довелось видеть неподалеку от подземной церкви Николы Святоши фигуру призрака. Черного монаха. Произошло это при обстоятельствах, исключающих возможность рационального объяснения увиденного. Характер же издания (не коммерческого, по всем атрибутам серьезного, включающего аппарат ссылок, среди которых научные работы автора), как-то не наводит на мысль о литературной мистификации.

Что можно сказать по поводу прочитанного? Конечно, наш «подземный» стаж не может сравниться с опытом археолога-профессионала, спелеолога, способного ощупью, без фонаря сориентироваться в любом из разведанных ответвлений. Но как журналисты в Антониевых пещерах бывали не раз. И в открытых для посещения ярусах, и в аварийных коридорах. Доводилось когда-то рассказывать по радио о частичном затоплении одной из подземных церквей. До сих пор не поднимается рука стереть записанное на глубине интервью — в подземных церквах неповторимая акустика. Никаких посторонних ощущений — кроме тех, вполне естественных чувств, которые испытывает человек, находящийся в узкой щели, чем-то напоминающей неосвещенный технический тоннель под толщей земли, мы не испытывали. Низкие своды, влажная тяжесть суглинка, обманчивое чувство надежности (в войну тут прятались от бомбежек, и напрасно — прямое попадание не самой крупной авиабомбы превратило бы пещеры в братскую могилу). Те из историков, к кому мы обратились за комментарием, тоже никогда не сталкивались ни с чем из ряда вон выходящим, работая под землей. Некоторые, впрочем, не были категоричны, подчеркивая, что подземелье есть подземелье, мало ли какие испарения могут образовывать там загадочные фигуры.

Вместе с тем одно обстоятельство удерживает нас от безоговорочного осмеяния призрачных подробностей. Это личность автора книги. Рационалистическая научная парадигма мышления предполагает, в числе прочего, иммунитет к мистицизму. Увы — у этого есть и оборотная сторона: часто серьезный ученый скорей не заметит что-то выходящее за рамки объяснимого, чем рискнет своей репутацией. Наверное, В.Руденку потребовалось известное мужество для того, чтобы включить в историческое исследование упоминание о том, что он видел, но объяснить не может. Уже за одно это он заслуживает уважения.