Однажды хрупкая девушка с глазами лани пришла на берег быстрой горной реки. Что-то остановило ее взгляд и она засмотрелась в воду, как в зеркало. И вспомнилось ей нечто такое, что глаза наполнились слезами. О, как она желала записать только что родившееся стихотворение и видения! Бумаги под рукой не оказалось и она взялась расписывать масляными красками большие речные камни...
Эта притча - почти реальная история рождения целой серии диковинных каменных крестов Наны Татикашвили. Если и приукрашенная, то лишь фантазией автора этих строк. Крестов - десять, и все они посвящены одному человеку - безвременно ушедшему из жизни и до сих пор горячо любимому мужу Наны...
(Нана Татикашвили родилась в 1963 году в Тбилиси. Закончила актерский факультет кино и драмы Тбилисского театрального института имени Шота Руставели. Играла на сцене Чиатурского академического театра имени А.Церетели, Тбилисского академического имени К.Марджанишвили. Снималась в кино. С некоторых пор актриса Нана Татикашвили все ярче открывается миру как художник. Специального образования не имеет.)
Нана хрупка, но в то же время неумолима. Я видела, с какой досадой она ощупывала свежеоштукатуренные стены старинной крепости... и хватаясь за голову: «Нет, это совсем не то! Там было совсем иначе!». «Там» - связано с ошеломляющим успехом работ художницы на первом же вернисаже в Тбилисском доме художника. По мнению же киевских устроителей экспозиции, помещение известного историко-архитектурного музея «Косой капонир» как нельзя лучше отвечало направлению, стилю и настроению произведений Наны Татикашвили.
Как в большинстве случаев встреча с настоящим примитивным искусством впечатляет. Рукотворные (если так можно назвать каменные кресты) и живописные работы Наны незабываемы. Еще раз убеждаешься, что отсутствие образования не означает отсутствие таланта. Каменная исповедь Наны, выполненная, на первый взгляд, неумелой детской рукой, исперещенная грузинской вязью - явление уникальное, но в нем безошибочно распознаешь происхождение автора. Только в Грузии могли родиться эти произведения, вобравшие древние символы грузинского народа, его гортанный язык, мелодии и даже горный воздух.
Художница Нана Татикашвили наотрез отказалась давать интервью перед открытием выставки. Только ли это было языческое чувство суеверного страха (тьфу-тьфу, чтоб не сглазить!), боязнь оказаться непонятой и чужой на этом празднике жизни? Всю накопившуюся энергию Нана выплеснула одним махом на самом открытии. Ее голос срывался от благодарности украинским и грузинским (главным образом в лице поэта и заместителя министра Рауля Чилачавы) друзьям. Они сделали невозможное! И украинским военным самолетом работы Наны, словно по счастливому мановению волшебной палочки, были доставлены из Тбилиси в Киев. Взамен украинцам, проживающим в Грузии, был доставлен гуманитарный груз.
Друзья Наны это благотворительный культурологический фонд «Украинский ренессанс», это издательство с трогательным названием «Задумчивый страус», это искусствовед Тамара Ли, известная многим в Украине - художественным тусовкам. Она и Ольга Холодова буквально уговорили скромную грузинку сделать выставку в Киеве и самоотверженно сопровождали ценный груз (а это две тонны) в военном самолете. Это любезнейший Александр Быструшкин, который сделал все в качестве начальника киевской культуры, чтобы выставка состоялась и на нее пришел зритель. И который приветствовал актрису и художницу из Тбилиси все же больше, как актер, коллега, прекрасно понимающий подвиг ее души.