…Этот концерт был обречен на успех. Посудите сами: во-первых, украинская премьера «Реквиема для Ларисы» Валентина Сильвестрова. Во-вторых, годовой отчет лучшей хоровой капеллы страны, ее, как сказано в программке, «национального достояния» — «Думки». В-третьих — впрочем, и двух первых моментов достаточно, чтобы утверждать с полным правом: концерт в Колонном зале Национальной филармонии им. Н.Лысенко станет настоящим украшением сезона.
Прогнозы оправдались полностью. Но обо всем по порядку.
«Думка», возглавляемая народным артистом Украины, лауреатом Национальной премии им. Тараса Шевченко Евгением Савчуком, без сомнения, капелла, определяющая критерии хорового искусства не только в украинском, но и в общемировом масштабе. Впечатляет, прежде всего, гастрольный диапазон последнего года тысячелетия. Он может быть определен как «барочный», поскольку сочетает полярности — выступления на европейских фестивалях в престижных залах Дании, Голландии, Франции, Италии — и в украинской провинции (Прилуки, Чернигов, Житомир). Не менее впечатляющим выглядит опять-таки барочный, ибо объединяет разностилевые, порой взаимоисключающие в языковом отношении произведения, список премьер и возобновлений «Думки» в 2000 году: «Песни любви» И.Брамса, «Половецкий стан» А.Бородина, «Сад божественных песен» И.Карабица, «Страсти по Матфею» И.С.Баха, «Прометей» А.Скрябина. Если добавить, что только в последний год «Думка» исполнила такие масштабные полотна, как «Реквием» Дж.Верди, «Credo» К.Пендерецкого, «Иоанн Дамаскин» С.Танеева, Девятую симфонию Л.Бетховена, записала три компакт-диска, — то вывод о ведущей роли капеллы в украинском и европейском хоровом искусстве не покажется восторженной гиперболой.
«Всенощное бдение» С.Рахманинова, составившее первое отделение монументального концерта, — одно из ярчайших проявлений русской хоровой традиции. Написанная композитором очень быстро, в какие-нибудь две недели, эта музыка есть поиск (и нахождение) нового стиля церковного многоголосного пения. Композитор использовал во «Всенощной» обиходные одноголосные напевы — киевского, греческого, знаменного распева — хорошо узнаваемые, по традиции звучащие в церкви и поныне. Но обработанные Рахманиновым, они приобрели мощь и раскатистость колокольного звона, протяжность и подголосочность русского народного многоголосия, напряженность и событийность поистине симфонического развития.
Украшение рахманиновского хора — мужские партии, широко развитые, весомые, придающие хоровому целому необходимую монументальность русского стиля. Естественно, что «Думка» с ее великолепным набором басов, эту черту воплотила в полной мере. С другой стороны, Евгений Савчук чуть-чуть ускорил темпы некоторых частей — и вот уже хоровая мощь смягчена, облегчена, динамизирована; а это уже вполне в русле традиции украинской.
В целом исполнение рахманиновской «Всенощной» оставило впечатление незыблемости, основательности, фундаментальности православной традиции, некоторой даже патриархальности. Кроме этого — положительный эмоциональный заряд, коренящийся в возвышающей и очищающей силе этой музыки. Заряд, который чувствовался во все времена; даже «во время оно», когда с советских сцен рахманиновский шедевр звучал под шифром «опус 37»…
Если «Всенощное бдение» Сергея Рахманинова — сочинение, находящееся на стыке культового и концертного (полностью отвечая всем требованиям церковного канона оно, тем не менее, абсолютно органично для светского концертного зала), то «Реквием для Ларисы» (1997—1999) Валентина Сильвестрова — произведение, для которого канонический текст и жанровые признаки заупокойной мессы стали лишь внешней канвой, несущей, тем не менее, генетическую память о смысловых, содержательных и эмоциональных параметрах прообраза.
Ощущение гнетущей скорби, «остановившегося» времени, безысходности и оцепенения — вот эмоциональные координаты первых двух частей сильвестровского Реквиема — «Requiem aeternam» («Вечный покой») и «Tuba mirum» («Труба предвечного»). Лирическим же центром «Реквиема», его своеобразной, чисто сильвестровской, «тихой» кульминацией стал «Agnus Dei» («Агнец Божий»). Милая моцартовская стилизация, изысканная и утонченная, бесплотная, неизъяснимо прекрасная — как все то некогда горячо любимое, что является теперь лишь в снах и воспоминаниях… В этом разделе «Реквиема» композитором использована более ранняя его пьеса «Вестник»; и это глубоко символично, ибо несет генетическую память не только о Моцарте или Альбинони, не только о стилевых знаках самого Сильвестрова, но перекликается с настроением православной панихиды, где безысходное отчаяние соседствует со светлой надеждой на упокоение души «идеже несть болезнь ни печаль, ни воздыхание, но жизнь бесконечная»…
В русле национальной традиции — и единственный «украинский» раздел «Реквиема» — «Прощай світе, прощай земле»; сильвестровская утонченность обогащается здесь мелосностью, кантиленностью, где-то даже «солоспивностью» украинской симфонической традиции.
После концерта было как всегда — овации, цветы, восторженные отзывы. В душе же звучало «Приидите, поклонимся» — песнопение, с которого начинался концерт, которое звало окунуться в мир старинных напевов и обрядов, пронзительно осовремененных Мастерами — Валентином Сильвестровым, Евгением Савчуком и Владимиром Сиренко. Звало поклониться удивительному, никогда не стареющему и не устаревающему феномену, имя которому — хоровое искусство.