UA / RU
Поддержать ZN.ua

ПРИДУМАННЫЙ ДОСТОЕВСКИЙ

Центру современного искусства «ДАХ», созданному в Киеве режиссером и продюсером Владиславом Троицким, в этом году исполнится десять лет...

Автор: Алла Подлужная

Центру современного искусства «ДАХ», созданному в Киеве режиссером и продюсером Владиславом Троицким, в этом году исполнится десять лет. Это единственная в Украине частная некоммерческая театральная территория, открытая для театрального эксперимента, различных художественных и образовательных инициатив. В цепи проб, ошибок и достижений Центра уже можно говорить о четко прослеживаемой тенденции, которая стала творческим кредо художественного руководителя и его единомышленников. Это — «опыт поиска «динамического синтеза» различных методов актерского и режиссерского искусства, а также художественных форм воплощения творческого замысла». В репертуаре центра «ДАХ» спектакли различных творческих направлений, объединенные единым грифом «эксперимент». Это «Васса Железнова», «Шельменко-денщик», «Парадоксы преступления, или Одинокие всадники Апокалипсиса», «Смутное время», «Каменный круг», «…в поисках утраченного времени…» и др. В прошлом году в номинации «За лучший актерский дебют» театральной премией «Киевская Пектораль» была награждена актриса «ДАХа» Елена Лесникова за роль Аглаи в спектакле «…печальный спектакль…» в проекте В.Троицкого «…семь дней с идиотом…» или несуществующие главы романа Федора Достоевского «Идиот».

Давайте полистаем страницы, не написанные Федором Михайловичем. Их написал драматург КЛИМ в пьесе «…Оно…он…я…». Наверное, многие помнят свое желание, возникавшее после прочтения большой литературы, придумать дальнейшую судьбу героев, попробовать что-то в ней изменить, поместить их в иные, вымышленные ситуации, предложить собственный масштаб осмысления событий. В спектакле «…печальный спектакль…», где В.Троицкий выступил автором идеи, режиссером, продюсером, КЛИМ реально осуществил свои литературные желания, и героиня романа «Идиот» Аглая зажила другой жизнью, продолжением той, прежней, достоевской.

Швейцария. Привокзальное кафе. Здесь Аглая, которая возвращается из психиатрической лечебницы, где навещала князя Мышкина, ждет поезда и борется с желанием остаться. Вот новые обстоятельства. Хотя образная среда сценографии (сценографический дизайн И.Лещенко) настолько мощно раздвигает поставленные рамки, что эти обстоятельства сразу же воспринимаются неким обобщением, удивительным моментом частного и всеобщего одновременно. Образ вечности, спокойствия, отчаяния, обреченности… Гладь воды, пространство, расчерченное правильными четкими плоскостями колонн, огромные стекла-окна, площадка в центре, как островок среди моря, перекладины, «соединяющие» островок с материком. По ним, словно из прошлого, медленно пойдет Аглая и в безумном желании повернуть время вспять, ступит босыми ногами в воду… Но войдешь ли дважды в одну и ту же реку?

Рассказ начинается несмело, героиня словно разговаривает сама с собой, подыскивает слова. О детстве, о первом ощущении детского счастья, не возвратившегося никогда. Навязчивые подробности множатся, Аглая блуждает в лабиринте воспоминаний. Текст пьесы проникнут духом Достоевского, потому он так органично ощущается в ткани романа. Монолог Аглаи — поиск чудовища, живущего в ней.

«…печальный спектакль…» можно считать моноспектаклем, хотя в нем есть еще одно действующее лицо — официант (О.Зайцев). Несколько его бессловесных эпизодов помогают создать атмосферу легкой иронии. Перед Е.Лесниковой, как обычно в моноспектакле, стоит сложнейшая задача — в монологе прожить судьбу. Актрисой найден спокойный сосредоточенный тон, без истерик и надрыва. Повествуя о вещах истинно трагических, она поднимается до высот драматизма. Режиссер изобретательно находит ракурсы мизансцен, тем самым помогая визуально ощутить настроение молодой женщины. Она меняет местонахождение, словно переходит из состояния в состояние. Вот болтает ногами в воде, как шаловливая девчонка, вот замирает у стены, вырисовываясь темным профилем в игре бокового света, вот сидит в аристократической позе с бокалом красного вина, куря сигарету в мундштуке, вот осторожно передвигается по мостику, не нашедшая сил уехать от любимого, уходящая в темноту вечного забвения…

Создатели спектакля назвали его смысловым пространством романного междустрочья. Придуманная история получилась цельным художественным произведением, искренность, правдивость, театральность которого находятся в убедительном балансе. В потоке мыслей Аглаи драматургу, режиссеру, актрисе удалось нащупать главное. В этом ощущении, донесенном до зрителей, заключена самая важная мысль: человеку необходимо оправдаться перед собой, перед людьми, перед вечностью. На пути поиска Бога, поиска себя. И этому может помочь кажущееся «идиотским» желание войти в волны своей памяти. Создатели «…печального спектакля…» талантливо заполнили романное междустрочье. Сказано все? Нет, роман таит в себе бесконечные глубины. А в проекте «…семь дней с идиотом…» — «…печальный спектакль…» — только день первый.