UA / RU
Поддержать ZN.ua

При, Мадонна!

Украина избавилась от «комплекса»

Автор: Олег Вергелис

МDNА - всемирное турне певицы Мадонны 2012 года (в рамках которого она выступила в Киеве в начале августа).

В связи с заслуженной артисткой империализма Мадонной Вероникой Луизой Чикконе у части наших соотечественников давненько существует загадочный комплекс. Оный укоренен в солнечную систему мирового шоу-бизнеса. Эдакий «мадоннин комплекс». Который характеризуется нашим мнимым чувством «второсортности» по отношению к большому разноголосому и частично фанерному попсовому сообществу. Мол, есть же люди - там, за горизонтом, за морями-океанами, которым доступен главный идол обреченной планеты - сама Мадонна! А нам-то, бедным, никак не дотянуться до нее. Не то что ручонками дрожащими, даже мечта, и та иссякнет, даже птица, и та утомится.

В кругу промоутеров (спросите С.Галузина, П.Облучкова или В.Бурцева), в сонме меломанов, в среде простого платежеспособного населения (которому все равно куда покупать билеты - хоть на Вангу, хоть на Ваенгу) - Мадонна извне воспринималась как нечто недосягаемое. Как невозможное в системе всевозможных координат. И все это по каким-либо классовым, экономическим, астральным, сакральным или остальным причинам.

Право дело, тревожно-сладко живется с мыслью, если для населения остается хоть что-нибудь недосягаемое - из давно доступного и заметно прокисшего (ассортимента поп-музыки). Особенно в тот период, когда Елена Леонидовна Пинчук вместе с сиятельным супругом целенаправленно избавляют страну от чувства голода на международный рок и поп, то есть всевозможных «комплексов». Доставляют к нам регулярно то почтенного и прежде тоже безоглядно-далекого сэра Пола Маккартни, то сэра Элтона Джона, то других сэров-пэров, включая обновленную команду Queen. И ездят они сюда даже чаще, чем Филя, Коля и Боря.

…Так вот нынешний визит в Украину Мадонны Луизы Вероники Чикконе, уроженки Детройта (точнее, его пригорода Бей-Сити), всемирно известной скандалистки и распутницы, женщины, которая танцует (и немножко поет), вмиг избавляет нашу святую землю от давнего зуда... И… навязчивого комплекса. От опасений - «не дотянуться», «не увидеть», «не купить», а потом «не обо…ть». Свершилось. Приехали. И уже сама Мадонна, тетка своя в доску, нырнув в лексические глубины местных залежей пейоративной лексики, перед тысячами соотечественников (детей и взрослых) со знанием дела заявляет - «П…ц!», а также «Ох…нно!». Вот он, оказывается, истинный язык межнационального общения.

Не так важно (при этом), что стадион - как для «такой» звезды - скандально незаполнен. И не беда, что это показательное детище правящей партии - не лучшее место для театрализованных шоу. Даже не столь существенно, что бóльшая часть зрителей Мадонну - издали - практически не разглядела, а вторая (часть) практически не расслышала. Важно другое. То, что обычно пишут на заборах или на стенах подростки - «Здесь была… она!».

Здесь ступал ее каблучок.

Шоу-спектакль от развязной кудесницы и морально одержимой провокаторши (в поддержку пластинки MDNA), безусловно, должен значиться в ряду передовых постановочных проектов современности. Маленькая нервная «точка» то и дело резво дергается в технологически насыщенной музыкальной «шкатулке». Напоминая - чем-то - капризную «синусоиду». То вверх, то вниз. То неизвестно куда, то неизвестно зачем? «Синусоида» из «ларца» - общее визуальное восприятие спектакля Мадонны (с дальнего расстояния). А коль кому повезло больше (кто оказался ближе к площадке), тот сходу попадает в плен неистовых демонов, разрывающих на части популярную скандалистку и танцовщицу.

Практически все ее действо (некоторые даже с секундомером определили хронометраж - один час и сорок пять минут, но, кажется, было короче) разворачивает перед растерянным зрителем картину замысловатой «битвы» Чикконе с заклятыми врагами и разнообразными чудесами. Это мы тут, понимаешь, с советских лет привыкли, что выходит на сцену артист, становится истуканом - и три часа подряд поет как акын. А эта, неуемная, 53-летняя, почти час сорок пять носится вверх-вниз как фурия. Разбивает на сцене стекла готического собора. Вышибает у партнеров ненужные им мозги. Разводит пламя вселенского пожара. Превращает архитектурные элементы древнего храма в оживших чертей с дрожащими крылышками. Вот до чего довела эту женщину комфортная буржуазная жизнь за границей.

Во время спектакля на сцену призвана и гвардия украинских «казаков» на высоких каблуках - те еще воины. И все они, обреченные, падут смертью храбрых под милитаристским напором Мадонны. Впрочем, неукротимая маркиза одной победой недовольна. И после святотатского погрома собора сует честному народу - прямо в рожу - пистолет. И снова кладет «в очередь» наземь свалку вражин. И не в силах успокоиться, покуда не добьет последнюю тварь. Ради этого готова карабкаться по декорации под самую крышу - сдохни, гадина!

При этом заслуженная артистка умело - с толком и расстановкой - чередует песни, в основном, с новой пластинки (Girl Gone Wild, Revolver, Gang Bang, другое). Некоторые из них банальны, откровенно бессмысленны. И, возможно, единственный их смысл - в очередной раз разоблачить бесцветный писклявый голос Мадонны. Некоторые ее новые композиции, такие как Masterpiece, наоборот, милы, напевны, они напоминают о «старой Мадонне», хотя и нынешняя, «молодая», еще не одного коня на скаку остановит.

В общем, Луиза Вероника Чикконе предлагает зрителям своего нового мирового турне эдакий «театр военных действий» (во время музыкального представления). Роль у нее такая? Или и впрямь демоны будоражат устоявшуюся частную жизнь?

Не живется ей тихо. Непокой и в лирических балладах, и в примодненных диджеями аранжировках. То и дело она норовит создать себе «образ врага».

Да и в мире заметно тревожно, если шествие этого тура (практически в каждом городе) сопровождается протестами, политическими заявлениями, даже санкциями. У поляков - одно, у французов - другое, у русских - «муси-Pussy Riot». Будто бы «враги» , с которыми Мадонна расправляется на сцене, в жизни реальной каждый раз активизируются, и кричат ей вслед: «Изыди, подлая!»

Да, конечно, она - давно - не то чтобы «певица» или деятель шоу-бизнеса, она - какой-то знак. Знак массовой культуры, который ассимилирует с тем временем, которому и предназначен. Она была знаком середины 80-х, едва выскользнув из нищеты и вмиг взлетев на вершину успеха, взорвав планету гастролями на трех континентах. Она определяла и «политику 90-х», не оставляя в покое землян своими имиджами, провокациями, иногда удачными песнями.

Безусловно, даже как-то странновато, но и в 53 свои несладких года эта женщина в мировом поп-театре остается действенной примадонной (не опасаясь конкуренции со стороны молодушек-фриков). Слегка уставшая, многие фокусы уже выдавшая, все равно она - издали - кажется резвой и юркой «синусоидой», за биоритмами которой наблюдает мир. Так же, как и зритель следит за нею во время спектакля на стадионе.

Феномен этот раскусили. Саму Мадонну поэтапно разобрали по косточкам. Ничего нового в мифологии ее успеха вроде бы нет. Поскольку, напомню, эта мифология зиждется (в первую очередь) на ее зверином трудолюбии, умении держать нос по ветру, некоем человеческом магнетизме и… нечеловеческой силе воли - прогнуть мир под себя, не позволив миру сделать обратное.

Как известно, еще в юности она увлекалась Мэрилин Монро, величала ее кумиром. И, видимо, с тех пор идет ее антиподражание Мэрилин. И состоит оно в том, что ММ стала невольной жертвой социума, обстоятельств, личной жизни, политических многоходовок. А эта - с одним М - приносит в жертву своим же выходкам все перечисленное выше. Она подчиняет обстоятельства - себе. И потому так долго и уверенно держится в седле.

Кажется, единожды взобравшись на вершину, она еще не один десяток лет будет сидеть на той же колокольне, радостно дергать ножками, щелкать семечки и - плевать… абсолютно на всех.

Это, кстати, тоже одна из составляющих ее мифологии: «На все - наплевать!» Виталий Вульф когда-то точно подошел к попытке анализа ее образа: «Эксцентричность Мадонны с ее независимым взглядом на мир стала противовесом рефлексирующему сознанию конца ХХ - начала XXI века… Мадонна явилась моделью…» Дальше добавлю от себя: …явилась «моделью пустоты». Которую каждый волен заполнять своими претензиями, рецензиями, художественными или политическими позициями.

Мадонна - сама по себе - пустота. Без сильного голоса и каких-либо выдающихся артистических способностей. (Единственную «художественную» ценность, на мой взгляд, представляет ее лицо: лукавый взгляд поверх всего - нахальный вызов умной женщины.) Именно она пустоту возвела в абсолют. Сделала из нее формулу. Пустота - есть свобода, свобода - есть пустота. И доказывает эту теорему каждым своим концертом, каждой манипуляцией. Тот, кто упрекает ее в нахальстве, наглости, дерзости, цинизме, аморальности, только лишь подыгрывает моделированию ее мира. Подносит очередной кирпичик для стройки века - для модели пустоты.

Она - по-прежнему - «прет буром». И вряд ли стоит одергивать общественно активную женщину. Лучше по ходу вспомнить старинную байку (из жизни Фаины Раневской): «На меня не производит никакого впечатления эта ваша «Мона Лиза»! - Да? Деточка, эта дама уже сама может выбирать, на кого ей производить впечатление…».

Так что все хорошо. Мадонна уехала. «Комплекс» изжит. Будущее предопределено… Демоны хранят свою королеву.

Беглая статистика

В украинскую столицу в рамках шоу MDNA Мадонна привезла практически всю свою нынешнюю семью - включая сожителя, французского танцора Брахима Заибата, и двух дочерей. Более 350 человек мадонниной свиты разместили в двух киевских отелях - «Хайят» и «Интерконтиненталь». Аппаратура для шоу, доставленная в Киев, уместилась в 77 фурах. За время шоу, по некоторым подсчетам, артистка сменила около 15 нарядов. По версиям украинских СМИ, киевское шоу обошлось организующей стороне в 1 млн. 200 тыс. долл. Ценовой максимум на один билет достигал 12 тысяч (гривен).