UA / RU
Поддержать ZN.ua

ПРЕОДОЛЕНИЕ АРИНЫ ШАРАПОВОЙ

Телевидение, проводя творческие эксперименты над собой и зрителем, ищет новые формы общения с последним путем создания новых программ...

Автор: Светлана Короткова

Телевидение, проводя творческие эксперименты над собой и зрителем, ищет новые формы общения с последним путем создания новых программ. Часто они исчезают из сетки вещания, не успев в ней толком утвердиться, хотя для телеканала новая программа - всегда риск. А для журналиста, да еще с именем - риск двойной.

Обаятельную, мягкую, лишенную привычной официальности Арину Шарапову мы привыкли видеть в программе «Время». Вдруг она исчезла с экрана, чтобы появиться в совершенно новой ипостаси - художественного руководителя и ведущей авторской программы «Арина» на НТВ. Первые программы уже вышли на суд зрителя. Их герои - звезды-небожители и просто люди, которых объединяет попытка преодоления неизбежных катаклизмов, предначертанных нам судьбой или временем. И еще - любовь к жизни.

Программы не равнозначны, темы - разнообразны, но идея одна, - думаю, она близка не мне одной, - в нашей власти быть счастливыми и сделать таковыми хотя бы своих близких.

- Арина, работая в главной информационной программе, как ни согревай ее своим обаянием, от официоза не уйдешь. Каков был ваш подход к информации, как версталась программа, чтобы сделаться личностной - «Время» с Ариной Шараповой?

- Поначалу получалось, когда была там Ксения Пономарева. Она понимала, что есть возможность авторства. Потом за три года сменилось у программы пять руководителей, у каждого свой подход, каждый пытался сделать «арт». Тогда началось самое сложное, потому что я привыкла к свободному восприятию ситуации. Внутренне неприятие жестких рамок очень усложнило работу. Что делало программу авторской? Наверное, то, что пропускала все новости через себя. В последнее время это достигалось большим трудом. Хотя приписывать достижения и промахи мне одной, видимо, не стоит, ведь телевидение - коллективное творчество.

- А должна ли подача информации быть окрашена личностным отношением или ей надлежит быть нейтральной?

- «Новостийщик» не может собственное отношение к информации передать в словах. Что же касается внутреннего состояния, то оно бывает иногда сильнее текста. Тут вся гамма чувств - ирония, волнение, даже гнев...

- Смена канала, смена программы - одновременно и смена имиджа, образа жизни, почему было принято вами такое решение?

- Устала от разрушения, все новости последнего времени - сплошное разрушение. Конечно, это было и в начале моей работы, но мы искали какие-то положительные новости, разнообразие форм, делали портреты в информационной программе. Были герои, которыми хотелось восторгаться или плакать от радости. Об этом забыли. Да, у нас нехорошо - нет зарплаты, люди без работы. Но я считаю, что мужик должен искать работу, а не сидеть на рельсах. Разлука с семьей - это сложно, но зато потом семья будет в полном порядке. Я знаю - работу найти можно. В инерции этой - лень и душевная импотенция, нежелание встать и посмотреть вокруг. Об умении находить выход из любой ситуации моя новая программа. Наверное, иду от себя, сама так поступаю - чем мне хуже, тем больше хочется жизнеутверждения.

- Ток-шоу «Арина» о преодолении, но каждая программа посвящена определенной теме. Как вы ищете героев?

- Пока программа не в эфире, сложнее, потом появляется обратная связь, люди реагируют на передачу. Поначалу приглашала по радио гостей, пользовались газетами, личными знаниями. Например, меня заинтересовала тема - личное обаяние. Мы нашли таких людей, совсем не звезд. Хотя и звезды в программах будут. Еще тема - встречи вопреки. Люди приходили и рассказывали о том, как нашли отца через двадцать лет, как мать вызволила своего сына из плена, - было трогательно до слез.

- Это камерный ремейк программы Валентины Леонтьевой «От всей души»?

- Я бы не сказала. Программы очень разные, жанр ток-шоу - один. Например, одна из программ посвящена фильму «Сибирский цирюльник». Мы пригласили Никиту Михалкова со всей съемочной группой, офицеров, солдат, с которыми они жили бок о бок в казарме, - получилось огромное представление. Казалось бы, какое преодоление здесь можно найти? Но даже режиссер, создавая такое кино, пережил внутреннее преодоление. Честно говоря, название жанра ток-шоу я не приемлю. Если пользоваться переводом - это разговор. Разговор по душам, что для меня ближе. Появление каждого нового героя обуславливает новые ситуации. Мне хотелось бы добиться, чтобы не было эффекта привыкания и каждый раз самой быть другой.

- Как же достичь этого?

- Все очень сложно. Первый «пакет» программ уже вышел в эфир. Думаю, в следующем будут исправлены огрехи. По жизни и на экране, во «Времени», меня привыкли видеть с хвостиком. Здесь распушила волосы - это самая пока большая перемена.

- Кто вам помогает, кто занимается вашим костюмом?

- Сейчас Валентин Юдашкин разрабатывает для меня костюмы, в отличие от информационной программы, ушла статика, я двигаюсь в кадре. В жизни у меня нет каких-то приоритетов в одежде, люблю то, что комфортно.

- Насколько велика степень самостоятельности в выборе тем, вопросов, манере поведения?

- Ну, это небо и земля по сравнению с прошлой работой. Свобода - конечно, понятие относительное, но я сегодня свободна.

- Вы пришли в команду или привели кого-то за собой?

- Команды не было. Она собиралась и сейчас еще собирается по крупицам. Программа как бы без жесткого сценария, вся построена на импровизации, получаю от этого несказанное удовольствие. Главное, - смеется, - чтобы оператор хорошо снимал.

- Принимаете участие в монтаже?

- На первом этапе не вторгалась в монтаж, хотела посмотреть профессиональный уровень людей, с которыми работаю, степень взаимопонимания. Зачем стоять за спиной у профессионала, каждый должен заниматься своим делом.

- Хронометраж программы -45 минут - достаточно громоздкий для нашего спрессованного ритма жизни. Чем будете удерживать зрителя у экрана?

- Это очень сложный вопрос. Мы с участниками должны друг друга очень сильно чувствовать. Судя по первым программам, ощущения затянутости нет.

- На какую аудиторию рассчитана передача?

- Это социально активное население. Программа не элитарная, в ней нет налета светскости, салона нет и не будет. Это не значит, что такие программы не имеют права на существование, но я хочу работать на широкий круг нормальных людей.

- Она будет аполитична?

- Слишком долго работала в политической программе, думаю, сложно будет избежать этого. Не исключаю, что иногда может быть обращение к этой теме. С одной стороны, устала от нее, с другой - вся наша жизнь очень политизирована сейчас.

- А стоит ли женщине заниматься политикой?

- Сейчас веду рубрику в журнале «Вог», которая называется «Роковые мужчины». У меня было много интервью на тему «Женщины и политика». Все герои, как один, считают, что лучше бы женщин там не было. Я другого мнения. Очень уважаю, к примеру, Ирину Хакамаду. По-моему, будь она в другой стране, давно стала бы лидером. Получи женщина возможность проявить себя во власти, она много могла бы сделать.

- Не боитесь, что, поставив во главу угла преодоление, быстро иссякнут темы?

- У каждого человека столько историй, что темы безграничны, форма нашей программы достаточно гибкая. Мне кажется, нами выбрана верная ниша.