UA / RU
Поддержать ZN.ua

Премьеры Цирк Дю Солей: чудо крупным планом

Как бы ни был всемирно известен Cirgue Du Soleil, но что может быть успешнее тиражированных чудес Голливуда?

Автор: Любовь ЖУРАВЛЕВА

Предновогоднюю атмосферу волшебства удалось передать создателям нового фильма «Cirgue Du Soleil»: сказочный мир» (режиссер Эндрю Адамсон - номинант на премию «Оскар», а исполнительный продюсер фильма Джеймс Кэмерон - двукратный ее обладатель).

Легко представить, что эти двое (создатели одних из самых кассовых фильмов планеты) могли бы снять документалку или драму о репетициях, взмокшей одежде, взаимоотношениях, усталости, помощи при неудачах, травмах, старении воздушных гимнастов. Настроенный таким образом чужой взгляд превратил бы мир блеска человеческих возможностей в неприглядную изнурительную реальность. Но авторы поставили иную задачу, избрав жанр фэнтези. Вошли внутрь существующего спектакля, вооружившись собственной фантазией, новейшим оборудованием и технологиями, и помножили мир всемирно известного цирка не только на 3D, но и запустили в него своих героев.

Что делают герои? Да, то же самое, что и зритель - на пятой–десятой минуте погружаются в «иной» завораживающий мир. Каким образом они туда попадают? Это не так уж и важно. К примеру, одну известную девочку из Канзаса в волшебный мир занес ураган. Знаменитая Алиса в страну чудес влезла сквозь кроличью нору. В предыдущем фильме Адамсона («Хроники Нарнии») герои в параллельный мир попадали через шкаф. В сказках переходу «из» «в» уделялось не так уж много времени. Куда важнее сам неповторимый мир. А тут мир уже создан. Это удивительные спектакли, уносящие в карнавальное шоу, дух пластики необыкновенной красоты реальных человеческих возможностей. И взгляд создателей кино-спектакля подмечает все не со зрительских кресел, а с высоты купола, центра арены, из-под воды - изнутри.

Что же ощущает зритель, когда перед ним крупным планом возникает строительная лебедка, раскачивающаяся, как маятник, а на ней человек, пытающийся удержать равновесие, падающий, в последний миг подхваченный сильной рукой… Как может «ахнуть» зал, если эта раскачивающаяся «лебедка» напоминает Летучий Голландец, а несколько человек на ней одновременно «падают» и вновь обретают равновесие. Магнетизм маятника. Баланс завораживающей красоты и остроты ощущений. Сам режиссер говорит: «Я начал думать о том, как работают живые представления цирка. Они очень напоминают сон, реалистическое фэнтези. В них невероятно тонкие паутинные рассказы, оплетающие каждую сцену и позволяющие существовать созданным мирам. Я подумал, что фильм может создать точно такой же эффект. Я хотел найти историю, объединяющую все представления о разных мирах». Этой историей и стала история любви.

Cirgue Du Soleil - цирк Солнца насчитывает более четырех тысяч исполнителей. Всего - 20 шоу. Семь номеров из них выбрал режиссер для создания собственной киносказки. Главная героиня - зрительница. Ее в этот неизведанный мир завлек красавец - воздушный гимнаст. А может быть и добрый волшебник-клоун, невзначай подсунувший афишу? Очарованность уносит зрительницу за ним из захудалого бродячего цирка в потусторонний. При этом минимум компьютерной графики. Такая графика, как скрепка: угадывается на экране между реальным шоу и сказкой. И красота этого вымышленного искусственного изображения не превосходит реальность! В компьютерной графике героиня лишь приоткрывает завесы шатра с ее небольшой росток, снова и снова оказываясь в огромном мире шоу. Эти миры разнообразно по законам драмы то приближают их встречу, то отдаляют. Проводником путешественнице служит афиша и волшебные помощники. К ним героиня обращается жестами или интуитивно следует им, воспринимая появившихся перед собой, как знак: конферансье, «сундук-самолет», старенький трехколесный велосипед, педали, которого крутят маленькие резиновые сапожки, ходящая вниз ушами голова белого танцующего кролика, которая… Все они вместе с оригинальной музыкой лишь усиливают магическую реальность происходящего. Всякий раз перед глазами героини возникают чудеса человеческих возможностей: складывающиеся пополам восточные дивы, воинствующие, взбирающиеся на стену «крепости» монголы…

Чем больше преград, тем больше девушка влюбляется в его мир. Понятно, что по законам Голливуда приближается хэппи-энд. Наступает предчувствие финального чуда, ведь, побывав в волшебных мирах, она не может не преобразиться.

Каждый в этом едином кино-шоу показал что-то свое: плавал, танцевал, летал, метал. И только героиня ходила с печально-вопрошающим лицом. И вот Он зазывает ее на сцену, под купол. Они должны встретиться как равные. Выглядит это, как в сказке «Гадкий утенок»: мы свое показали - твоя очередь. И она превращается в «птаха». Медленно, как и в любой другой истории любви, между героями возникает и крепнет доверие. Канат, потом его руки - единственная страховка в воздушном полете сказочного балета. Единственная цирковая постановка, созданная для фильма. Главных героев отбирали из того же Цирка Солнца.

Без фильма эти двое никогда бы в одном номере не встретились. Цирк интернациональный, но в нем существуют кланы. Они берегут традиции и не позволяют другим внедряться в свою культуру. У каждого клана - свои спектакли. И только шоу может быть общим.

Исполнитель главный роли - Игорь Зарипов из русской цирковой династии, со 100-летней историей. С одиннадцати лет он выступал в номерах воздушных акробатов на арене московского цирка. Она - Эрика Кэтлин - певица, актриса, акробатка. По окончании колледжа девушка металась между своими талантами, пока в 19 не присоединилась к Cirgue Du Soleil. Этот фильм, скорее всего, и стал поворотным моментом в судьбе обоих. Как бы ни был всемирно известен Cirgue Du Soleil, но что может быть успешнее тиражированных чудес Голливуда?