UA / RU
Поддержать ZN.ua

Право на развалины

После публикации статьи «Миро или слезы?» («Зеркало недели», №7/535) раздраженный господин, позвонив мне, прозрачно намекнул, что за такие шутки в зубах бывают большие промежутки...

Автор: Юрий Олийнык
Место фальсификата вакантно

После публикации статьи «Миро или слезы?» («Зеркало недели», №7/535) раздраженный господин, позвонив мне, прозрачно намекнул, что за такие шутки в зубах бывают большие промежутки. Но я давно взял себе за правило направлять свое (и чужое) раздражение в конструктивное русло и подумал, во-первых, о том, что нужно посетить стоматолога, а во-вторых, что стоит уточнить некоторые аспекты восстановления Десятинной церкви, если кто-то их еще не понимает. Да и удобный случай представился: 18 апреля, как раз в Международный день исторических памятников и выдающихся мест, в УНИАН проводили пресс-конференцию по этому вопросу с участием специалистов — архитекторов, археологов, культурологов и памятниковедов.

Впрочем, по поводу понимания и непонимания проблемы председатель подкомитета по охране культурного наследия комитета Верховной Рады по культуре и духовности Николай Жулинский, председательствовавший на конференции, правильно заметил: «Если человека ознакомить со всем комплексом проблем, возникающих сегодня перед теми, кто желает отстроить тот или иной памятник, то, я убежден, ни один украинец на это не согласится. И я не вижу таких людей, кроме той части киевских властей, которая инспирирует так называемый патриотизм высшего руководства Украины...».

Чтобы иметь четкие представления о сути проблемы, вспомним историю. Возведенная на Старокиевской горе после официального введения христианства на Руси в 988—996 гг. церковь Успения Богородицы (Десятинная) была разрушена ордой хана Батыя в 1240 году. В ХVІІ веке митрополит Петр Могила возводит на развалинах небольшую часовню Николы Десятинного, а в 30—40-х годах ХІХ века по проекту архитектора В.Стасова здесь построена Десятинная церковь, возведение которой в течение ХІХ века неоднократно подвергали критике. В 1935 году церковь разобрали. Никаких документов или изображений первичного древнерусского храма не сохранилось. На основе археологических раскопок, проведенных на месте церкви, невозможно воссоздать не только внешние параметры церкви, но даже план ее фундаментов. Поэтому на сегодняшний день существует около двух десятков проектов реконструкции внешнего вида храма, ни один из которых, по мнению самих авторов, не может претендовать на историческую достоверность. Начиная с 1994 года, на волне «восстановительного патриотизма», в правительстве активно пропагандируется идея воссоздания церкви. На сегодняшний день на восстановление церкви брошена колоссальная сумма — 90 млн. гривен. Против подобной нецелесообразной растраты государственных средств выступила широкая научная и творческая общественность города. Однако, согласно распоряжению Кабинета министров Украины под № 60-р от 12 марта 2005 года, городская государственная администрация должна получить первый транш — 7,25 млн. грн. и, как указано в документе, «заключить по согласованию с Минкультуры соглашение с Институтом археологии Национальной академии наук о проведении до 31 октября 2005 г. археологических исследований и обеспечить создание надлежащих условий для выполнения соответствующих работ».

Поводом для проведения пресс-конференции стала настоящая сенсация: археологи отказались от средств, предложенных правительством!

Итак, возникает совершенно логичный вопрос: неужели Институт археологии НАНУ так разбогател, что для него семь миллионов ничего не стоят? Увы. Чтобы соответствовать уровню современного научного учреждения, институт сегодня как никогда нуждается в средствах. Так в чем же причина отказа? Может, правы были те журналисты, которые периодически восклицали: безбожники! И опять не то. Оказывается, упомянутые семь миллионов — просто очередная попытка запудрить мозги общественности. Как сообщил во время конференции замдиректора Института археологии НАНУ доктор исторических наук Глеб Ивакин, семь миллионов гривен выделены не на археологические исследования. На археологию госадминистрация предполагает израсходовать около 20% этой суммы. Остальное предназначено для так называемой подготовки к работам, скажем так, на сооружение крыши в полторы тысячи квадратных метров, укрепление Старокиевской горы...

Тогда становятся понятны и намерения инициаторов восстановления из городской государственной администрации: «бросить кость» археологам, чтобы, с одной стороны, заткнуть им рот новенькими банкнотами, а с другой стороны, провести археологические работы в качестве первого этапа подготовки территории к строительству.

Итак, материальная сторона проблемы: мужи нашего города, не мытьем, так катаньем, уже в который раз хотят извлечь из наших карманов деньги — ведь эти 90 млн. грн. — наши налоги.

Эстетическая сторона проблемы: в центре столицы воцарился «манифестальный архитектурный психоз»; с восстановлением фальсификата Десятинной церкви (именно фальсификата, ведь специалисты не могут воссоздать первозданный вид храма) будет испорчена древнейшая часть исторического центра Киева. Во-первых, будет уничтожен эстетический панорамный характер этой части Киева, хотя, вспомните, именно панорамность придает нашему городу неповторимое очарование, а его жителям — особое ощущение раскованности, когда с вещих киевских холмов хочется если не птицей устремиться в долину Днепра, то по крайней мере, как выразился Оноре де Бальзак, снять штаны и помочиться на головы всех королей мира. Во-вторых, строительство будет иметь катастрофические последствия для окружающих зданий, оно на несколько лет (а то и на всю оставшуюся жизнь) укроет саваном забвения Национальный музей истории Украины, который закроют для посетителей, приведет к эстетичной гибели яркого бароккового памятника — Андреевской церкви, которая будет звучать слабым эхом громадного и уродливого новодела (этот диссонанс хорошо виден на рисунках ХІХ в., где изображена Десятинная церковь архитектора Стасова и рядом — Андреевская церковь). Погибнет и древнейшее дерево нашего города — пятисотлетняя липа, живой свидетель многих исторических событий.

Моральная сторона проблемы (касается не только Десятинной церкви): прикрываясь вопросами веры и почитанием святыни, отцы нашего города просто спекулируют землей, получая от этого выгоду; они не обращают внимания на то, что земля в Киеве пребывает в коммунальной собственности, то есть принадлежит территориальной общине, а значит, нам с вами. Так может, пришло время дать отцам по рукам?

Политическая сторона проблемы: о ней на пресс-конференции рассказала старший научный сотрудник Института теории и истории архитектуры и градостроительства, кандидат архитектуры Наталья Логвин: «Александр Омельченко говорит, что церковь будут восстанавливать по распоряжению президента Кучмы. Но извините, это распоряжение президента о восстановлении Десятинной церкви было отменено. Вместо него президент Кучма в марте 2004 года издал указ о приведении в порядок территории. Но там нечего приводить в порядок. Старокиевская гора, слава Богу, стоит, она не разрушается и не рассыпается, как, скажем, София или Лавра. Но не успел Омельченко известить о восстановлении, как Кабинет министров в спешном порядке издает распоряжение о проведении археологических работ. Возникает вопрос: почему именно Кабинет министров? Ведь ни Институт археологии, ни Министерство культуры, в ведении которого находится памятник археологии, не обращались в Кабинет министров с соответствующим представлением. Если это делается для приведения в порядок территории, зачем тогда спешить? Однако очевидно: делается это для того, чтобы быстро все раскопать, сказать, что там ничего нет, и начать строительство до выборов».

Госпожа Логвин нарисовала яркую картину вероятного восстановления: «Строительство будет вестись на сваях. Выроют котлован, и еще остающиеся фундаменты церкви выбросят, как выбросили в свое время фундамент Михайловского Златоверхого собора и Успенского собора. Кто бы вам что ни говорил о том, что там сохранились древние остатки, это неправда. Никаких древних остатков на этих двух памятниках не осталось». А по международному и украинскому законодательству, именно древние фундаменты, а не новообразования, сооруженные на них (или вместо них), считаются памятниками старины. Это подчеркнул в своем выступлении зампредседателя Государственной службы охраны культурного наследия Министерства культуры Украины Евникия Линева. По ее информации, подобное строительство станет прямым нарушением всемирного законодательства по охране памятников — Венецианской международной хартии по консервации и реставрации памятников и достопримечательностей (1964 г.), Конвенции ЮНЕСКО о защите мирового культурного и природного наследия (1972 г.), Бурской хартии (1979 г.), Флорентийской хартии (1981 г.), Дрезденской декларации (1982 г.), Лозаннской хартии по охране и использованию археологического наследия (1990 г.), Рижской хартии по аутентичности и реконструкции исторических объектов в контексте сохранения культурного наследия (2000 г.), а также многих других, в том числе и украинских законов.

Чтобы избежать разрушительных последствий восстановления и не нарушать законодательства, можно было бы согласиться с предложением, разработанным в Академии архитектуры, и осуществить так называемую виртуальную реставрацию церкви, о чем рассказал журналистам вице-президент Академии архитектуры профессор Валентин Ежов. Представьте себе, что в вечернее время над древними фундаментами, с помощью лазерной техники и специального освещения, возникают виртуальные очертания храма...

Но у нас, наверное, так издревле повелось: если влезаем во что-то, то с головой и до смерти. Нам сначала нужно развалить, разрушить, вывернуть, исказить, а тогда уж чесать затылок, вот, мол, понастроили!..

Итак, археологи не только не желают становиться участниками незаконного и бессмысленного строительства, но и остаются неисправимыми романтиками даже в современных условиях: они отказываются растрачивать государственные средства на нецелесообразные исследования, учитывая то, что, во-первых, археологические работы станут лишь прикрытием для начала строительства, а во-вторых, существуют более неотложные проблемы реставрации уникальных памятников мирового значения, среди которых называют Софию Киевскую и Киево-Печерскую лавру, занесенные в реестр ЮНЕСКО. Об этом шла речь, в частности, и в обращении представителей общественности и науки к Президенту Украины, которое зачитала участникам пресс-конференции заместитель председателя Украинского общества охраны памятников истории и культуры, кандидат исторических наук Елена Титова. Она сообщила также, что на сегодняшний день в «красную книгу» памятников Украины внесены около 200 объектов, пребывающих в аварийном состоянии и требующих немедленных реставрационных работ.

Казалось бы, вот куда нужно вложить средства. Но увы. Мозолят глаза отцам города проклятые деньжищи и опостылевшая политика, а то ведь прошелестят гривни мимо рук в регионы, словно воробьи с огорода, — поди-ка, поищи-посвищи... И в тех регионах, пусть даже что-то там отреставрируют, кто ж его увидит? Десятки, сотни? А если выстроить такую громадину, как Десятинная, в самом историческом сердце Киева, то ее увидят миллионы. Да и в кармашек можно будет чего-то положить и, выпятив грудь колесом, пойти на выборы, вот, мол, смотрите, какие мы «клевые».

Надеюсь, что все это останется в их снах и грезах. И даже если представить немыслимую вещь, а именно, что на восстановление их подвигли не деньги и не политика, а желание творить добро, то давно пора было бы знать, что пытаться делать добро, имея за душой одно лишь желание добра, — бесполезное дело. Все это всегда будет оборачиваться злом. Чтобы делать добро, нужно точно знать, как его делать, и уметь это делать.

Впрочем, разговор еще не закончен. Участники пресс-конференции подписали обращение к Президенту Украины Виктору Ющенко и вице-премьеру по гуманитарным вопросам Николаю Томенко с предложением провести широкое обсуждение проблемы за круглым столом с участием высших должностных лиц государства и города, специалистов, представителей общественности.