II Международный конкурс балета им. Сержа Лифаря стал историей. Остались позади тревоги и волнения участников и многочисленные хлопоты организаторов. Счастливые победители возвращаются к своему повседневному труду или учебе, те же, кому судьба не улыбнулась на этот раз, продолжают совершенствовать мастерство, чтобы покорить вершины балета в будущем. Казалось бы, все закончилось, но не прекращается поток вопросов от наиболее неравнодушной к конкурсу части публики - журналистов. Почему не все удалось в организации этого престижного праздника танца? Могли ли мы, украинцы, забыть хотя бы на некоторое время свои внутренние проблемы и провести этот конкурс лучше, чем предыдущий? На эти и другие вопросы отвечает министр культуры и искусств Украины Дмитрий Остапенко.
- Дмитрий Иванович, прошлый конкурс им. Сержа Лифаря был инициирован и проведен Киевской городской госадминистрацией совместно с другими организациями. Как объяснить то, что буквально за неделю до начала второго конкурса инициатива переходит в руки Министерства культуры и искусств, что, по некоторым утверждениям, и стало причиной многих недостатков в его организации?
- Дело в том, что в нынешнем году учредители первого конкурса обратились с письмом к правительству Украины, имея целью привлечь внимание государства к этому мероприятию и сделать его общенациональным праздником. Кабинет министров Украины принял постановление от 3 октября 1996 года №1202, в котором отмечается, что с целью дальнейшего развития национальной культуры, пропаганды лучших образцов классического и современного хореографического искусства и увековечения памяти выдающегося артиста, балетмейстера и теоретика танца XX столетия Сергея (Сержа) Лифаря один раз в 2-3 года в Украине будет проводиться конкурс, носящий его имя. Соответственно этому постановлению, подготовка и проведение конкурса в 1996 году возлагались непосредственно на Минкультуры и Киевскую городскую госадминистрацию.
Поскольку до начала конкурса действительно оставалось мало времени, работники министерства активно включились в процесс подготовки, и 8 октября 1996 года был издан приказ «О проведении II Международного конкурса балета им. Сержа Лифаря», которым были утверждены составы оргкомитета, дирекции и жюри, положение о конкурсе, условия, план и порядок его проведения, а также перечислены средства в соответствии с утвержденной сметой. Так что мысль о том, будто министерство «перетягивает одеяло» на себя, не имеет оснований, поскольку неизвестно, состоялся ли бы конкурс вообще, если бы мы в срочном порядке не выделили средства.
- А какую цифру составляет общая сумма расходов?
- Тайны никакой здесь нет. Доля министерства составила 173.120 гривен, городской госадминистрации - 138.420 гривен. Общая сумма (учитывая спонсорские поступления и доходы от реализации билетов) - 342 тысячи гривен.
- По окончании любого конкурса возникает традиционный вопрос: как вы оцениваете уровень его проведения?
- Лучше всего об уровне конкурса говорят факты: участие в нем приняли 117 человек из 21 страны мира. Это безусловное внимание и уважение к конкурсу, который презентует независимую Украину как одну из столиц мирового балета. В жюри конкурса работали авторитетные мастера высочайшего класса: президент Международной ассоциации деятелей хореографии, академик Юрий Григорович (глава жюри), прима-балерина и педагог парижской «Гранд-опера», ученица и партнерша Сержа Лифаря Нина Вырубова, первый танцор мира 1995 года, народный артист Украины Вадим Писарев, директор Международного фестиваля танца и балетной школы в Японии Минори Очи и много других именитых мастеров из разных стран.
И члены жюри, и организаторы, и зрители единодушно признали, что этот конкурс превзошел предыдущий по классу подготовки участников, открыв миру много новых имен талантливых танцоров и хореографов. К нам продолжают поступать благодарные письма и приглашения из-за границы. Позволю себе привести несколько строк из письма, которое мы получили от австрийского импрессарио, директора престижного международного фестиваля в Зальцбурге Петера Буссе: «Для меня приглашение и пребывание на конкурсе С.Лифаря были честью и радостью. Достижения в танце были продемонстрированы на высоком международном уровне и удовлетворяли самые высокие творческие запросы. Я хотел бы подчеркнуть, что особенно выделялись украинские танцоры, благодаря чудесной подготовке и одаренности. Хочу отметить, что конкурс был прекрасно организован, и поблагодарить за эти незабываемые минуты. У меня есть большое желание пригласить в Зальцбург Киевскую балетную труппу, которая, по-моему, является одной из наилучших в Европе, с тем, чтобы презентовать ее в следующих международных конкурсах широкой публике».
- Господин министр, а как же быть с критикой организации конкурса со стороны журналистов, которые не имели ни программок, ни буклетов, ни даже информации о ходе событий?
- Это явное преувеличение. На любом соревновании есть победители и побежденные, в организации любого мероприятия есть положительные моменты и просчеты, что, в результате, порождает полярность мнений. Это диалектика жизни. Хочу заметить, что со стороны средств массовой информации тоже проявился серьезный интерес с конкурсу: количество аккредитованных на нем журналистов (в том числе и зарубежных) составляло почти 90 человек. Во время первой из двух пресс-конференций были оглашены составы оргкомитета и жюри, а информацию о ходе событий можно было получить в пресс-центре конкурса (руководитель - Г.Степанченко) на утро каждого дня соревнований. Программки тоже были, но их недостаточное количество объясняется отсутствием множительно-копировальной техники у дирекции конкурса (Центр развития оперного и хореографического искусства).
- Вы говорили, что, кроме недостатков, были и положительные моменты...
- Да, но о них почему-то забывают или просто замалчивают. Скажем, прошел почти мимо внимания публики тот факт, что среди подарков и призов лауреатам конкурса был подарок и от Министерства культуры и искусств Украины, врученный обладателю Гран-при Андрею Иванову из Санкт-Петербурга. Картину «Розовый натюрморт» победителю вручил ее автор, художник Анатолий Хмара. Этот подарок очень символичен, так как картина сама является победительницей. В прошлом году представительство ООН в Украине объявило выставку-конкурс художников, посвященную 50-летию создания этой организации. Среди пяти лучших произведений, отмеченных дипломами, была и картина Анатолия Хмары. Эксперты оценили ее стоимость в 1000 долларов США. Так картина-победительница стала наградой артисту-победителю.
А наиболее положительный момент конкурса - это то, что он состоялся. Несмотря на экономическую нестабильность. Невзирая на разнообразные трудности и проблемы. Мы гордимся нашим искусством, которое признал весь мир.