UA / RU
Поддержать ZN.ua

Последняя песня космической саги

Перед завершающей частью великой космической эпопеи стояло немало задач. В целом, она с ними справилась.

Автор: Анастасия Канивец

В украинском прокате "Звездные войны: Скайуокер. Восхождение".

Режиссер - Дж. Абрамс, в ролях - Дэйзи Ридли, Адам Драйвер, Джон Бойега, Оскар Айзек, Кэрри Фишер, Донал Глисон и др.

Завершение основного цикла "Звездных войн", бесспорно, событие в истории мирового кино. Даже те, кто не являются фанатами космической саги, не могут не признать: она стала новой яркой страницей не только в кинофантастике, но и вообще в массовой культуре.

Понятно, что на творцах финального эпизода лежалая огромная ответственность: он должен был если не увенчать всю серию (вряд ли что-то сможет превзойти резонанс, вызванный в свое время оригинальной трилогией), то по крайней мере достойно ее завершить. И им это удалось: финальная часть вышла добротной, возможно без особых откровений, но главное - без разочарований. Основные линии решены, все сведено, подытожено и приведено к ожидаемому счастливому концу (думаем, это не спойлер, ведь таковы законы жанра!).

В некотором смысле в "Скайуокере", как в капле воды, отразилась вся история "Звездных войн": здесь и противостояние демократических и авторитарных сил, и борьба с переменным успехом, с ее постоянными перепадами от отчаяния к надежде, и синтез философии, религии и мистики в учении о силе, и непростые родственные связи героев, и, главное, внутреннее перерождение героя, который в итоге становится способным "своей жизнью с собой сравняться".

Последнее - это то, что, наверное, ближе всего сердцу зрителя: малые мира сего, которые находят в себе заложенную большую мощь и дают ей выход, а заодно… спасают мир. В конце концов, это один из фундаментальных мотивов мировой культуры. В частности христианской, а также и массовой. Людей много, однако каждый человек неповторим, хотя, как правило, зависит от них всех немного… И случаются моменты, когда История с прописной буквы зацепит кого-то своим крылом, и вчерашний никто вдруг окажется краеугольным камнем будущего мира. Наконец, именно об этом рассказывают все трилогии "Звездных войн", заодно поднимая вопрос о том, что "избранный" не всегда выбирает правильную сторону.

Так, Люк Скайуокер в оригинальной трилогии борется на светлой стороне, а Энакин Скайуокер в трилогии приквелов поддается соблазну и присоединяется к темной стороне. Какую сторону силы выберут Рей и Кайло Рен (Бен Соло)? Эта главная интрига финальной части намного более интересна и однозначно менее очевидна, чем внешняя линия противостояния между Сопротивлением и Верховным порядком. Здесь каждому придется пройти через свои соблазны, чтобы в конце концов выбрать свой истинный путь.

Попутно авторы зацепили другой интересный мотив, который можно условно означить как "кровь или дух": насколько определяющей является наследственность, связана ли она непосредственно с преемственностью? И насколько, наконец, человек имеет право сам выбирать себе происхождение, соответственно определяя себя и действуя? Другими словами, загадка происхождения Рей, которая то и дело всплывала в предыдущих частях трилогии, неизбежно должна была решиться теперь и почти так же неизбежно должна была сказаться на судьбе героини. Так же вопрос, кем в конце концов признает себя Кайло Рен - внуком Дарта Вейдера или сыном Лея Органа, должен был решить отнюдь не только его будущее…

Ну, а если рассмотрим этот мотив немного шире, получим простую, но от этого не менее актуальную для каждого из нас истину: судьба человека определена балансом между заданными ему жизненными обстоятельствами и сделанным им самим выбором. Так же, как и балансом добра и зла, либо же светлой и темной сторонами силы (последнее, правда, в саге поднято до абсолюта и мало отвечает тонко нюансированной действительности, но ведь "Звездные войны" - это прежде всего эпос, а ему эти нюансы и ни к чему).

Как и следует "Звездным войнам", эта и ряд других истин (каждый зритель здесь усмотрит что-то свое) упакованы в яркую, кинематографически удобоваримую обертку. Здесь и разной степени драматизма межзвездные перелеты, стычки и масштабные бои, и экзотические разнопланетные существа, и разноплановые локации (причем характер каждой планеты отвечает сюжетным коллизиям и душевному состоянию героев: так, пустыне отвечает мотив поиска, созерцания; бурному океану - испытание, познание истинного себя (вода, море как символ несознательного в психоанализе и т.п.). А если коротко, - яркие приключения, бурные эмоции и судьба галактики на кону. Есть и много референсов, причем не только на другие части космооперы, но и на отдельные произведения, которые уже имеют статус культовых. Тут можно увидеть исполинские статуи, которые вполне могли отснять во "Властелине колец", а руководитель Верховного (точнее уже Абсолютного) порядка должен занять седалище… так до боли похожее на печальноизвестный Железный трон из "Игры престолов". Характерно, кстати, что самые выразительные аллюзии касаются жанра именно фэнтези, что недвусмысленно намекает на уклон, который авторы решили придать истории.

Конечно, почитатели "Звездных войн" найдут в завершающей части много недостатков: от отсутствия явного новаторства, которое когда-то прославило сагу, до недостатков вроде отклонений от физических законов этого кинокосмоса (например, новая, не совсем научная интерпретация прыжков в гиперпространство). Впрочем, фанаты - это отдельное сообщество со своими законами. Обычный же зритель увидит просто качественное зрительское кино, просматривая которое можно приятно провести два с половиной часа, на что-то улыбнувшись, над чем-то задумавшись… а может, и не задумавшись, что тоже неплохо.