Призрак бродит по столице. Призрак «аномалий». Сотрудница театра «Актер» готова пойти на самосожжение, если силой будут выдворять из насиженного помещения в районе Львовской площади. Деятели Национального центра имени Курбаса собираются баррикадироваться внутри здания на улице Владимирской, лишь бы не допустить «захватчиков с автоматами». Многие известные галеристы намерены обороняться, «отстреливаясь» от врагов у ворот — от рейдеров и других оккупантов, облюбовавших их стены и потолки. А добрый десяток выдающихся украинских художников (гордость отечественной культуры), дрожа, сидят на чемоданах, ожидая пришествия в свои мастерские, галереи и кабинеты новоявленных «каменных властелинов» (из Донецка или из Мукачева — какая разница?), которые придут и скажут: «Пошли вон! Теперь здесь будут «наши»!»
То, что происходит нынче с целым рядом известных столичных культучреждений, не приснилось бы в страшном сне (даже на пьяную голову) еще пятилетку назад — в эпоху беспредельного разгуляя рыжего дедушки. Но, увы, как пела Огудалова: «Пришли иные времена, тебя то нет, то лжешь, не морщась».
«Нет» нынче — ни тормозов, ни «правил движения».
«Нет» — ни страха, ни упрека.
«Нет» — ни разума, ни стыда (тема совести в этой проблеме не предполагается изначально). И ситуация с культурными «приоритетами» — уже давно не «киевские фрески». Это кривое зеркало страны. И, в общем-то, неча на него пенять…
Конечно, здесь не простое стечение обстоятельств. И не частные случаи (ведь в разное время могли и прикрыть поодиночке, и послать куда подальше). Теперь явно спланированная программа, дружно объединившая в Киевсовете и «Регионы», и «Нашу Украину», которые радостно выдали свое «одобрямс». Чтобы за непродолжительное время так поставить на уши «европейскую столицу», занимаясь планомерным изгнанием из центра разумного, доброго, вечного, — это надо сильно потренироваться! А так как «аутотренинги» по успешному «культрейдерству» почти в синхрон совпали с мутными временами политической махновщины в родной державе (ни ЦИК, ни Конституционный суд, ни Генпрокуратура, ни агонизирующий парламент — уже ни для кого не авторитет), значит, согласно классику и получается: «Поганяй до ямы!» Можно с помощью бульдозера — будет зрелищней. Можно вызвать «человека с ружьем» — окажется эффективней. Можно просто прийти с судебным приставом в мастерскую или театр, сунув бумагу: «Гуд-бай!»
Театральный центр на улице Владимирской: Курбас - «под прицелом» |
Коммунальное. В начале было слово. И слово это — «Закон». То есть статья № 118 «Закона о государственном бюджете Украины на 2007 год». Никто не сомневался, что текст документа предусматривает обогащение госказны за счет пересмотра арендных ставок при пользовании коммунальной собственностью (проще: аренда помещений).
Однако вряд ли кто-либо из выдающихся умов предполагал, что «подтекст» напрочь проглотит, собственно, «текст». И горячие головы, дергая за ниточки буквы закона, начнут еще и рьяно трясти за шиворот интеллигенцию. Занимаешь помещение в центре, значит, шагом марш на аукцион! Если, конечно, сможешь тягаться с платежеспособностью магната, которому негде свой пятисотый офис пристроить.
Быстренько подоспело к столу и решение любимого Киевсовета. Эти, не мешкая, собрались выставить на аукцион более двадцати лакомых зданий — естественно, в центре. Вроде бы «помещения выставят на продажу после окончания срока действия договоров аренды…». Но люди с ружьями давно у порогов. И абсолютно никому нет дела до значимости и статусности той или иной культурной институции.
Попросту нет дела — ни до чего. И ни до кого. Только недвижимость. А значит «бабло», которое победит любое «зло», так как с «добром» уже и так давно покончено.
Согласно самым разным информсправкам, в общей сложности на приватизацию через торги предполагается вынести около тридцати тысяч квадратных метров столичной жилой недвижимости. И опять же никого не волнует: а кто занимает эти квадратные метры? Может, какие-то незаменимые гении, светочи нашей духовности? Может, иная гордость страны? А может, просто скромные труженики искусства, которые еле-еле сводят концы с концами, барахтаясь между небом и землей…
Но это уже вторая часть марлизонского балета.
Эмоциональное. Зачем нам депутаты? Ну зачем?.. Чтобы третировать население и его конкретных уважаемых представителей?
Чтобы пером как топором поставить под удар художественную интеллигенцию, а потом умыть руки и развесить по городу плакаты «Мы посадили триста деревьев!» А сколько вы, бессовестные, их срубили?
Разве важно, за кого отдавали голоса знаменитые художники А.Александрович, О.Петрова, А.Серебряков, А.Антохин, Л.Мешкова, В.Гукайло (и многие-многие другие — нынче обреченные быть изгнанными с насиженных рабочих мест)? И неужели существенно, какой «партийной» веры театральный теоретик Нелли Корниенко или Валентин Шестопалов (руководитель театра «Актер») — все равно обоим предписано: с вещами — на выход! Ужас-ужас… Неужели и до такого дожили?
Порою сладострастно мечтаю узнать: а кого непосредственно защитили от текущего рейдерского беспредела «культурники» из Киевсовета? Кого поименно?
Скажем, «региональный»
г-н Прогнимак как глава постоянной комиссии по вопросам культуры... То, что под его «патронатом» на Андреевском спуске открыли евроформатную малую сцену для загадочного (с точки зрения художественности) муниципального театра «Киев», нам хорошо известно — так как в репертуаре значится «пиэса» драматурга-депутата. А вот как с остальными приоритетами, согласно мандату?
И почему по этим жгучим проблемам словно бы в рот воды набрала г-жа Зорина из столичного культуправления? Отчего не обрисовала в сгущенных красках эту трагическую картину своему непосредственному начальнику? Это теперь такие продвинутые методы «управленчества» — промолчать и не заметить? Или после показательной акции по столичным кинотеатрам есть уже новые «творческие планы»? Или же муниципальные театры уже запустили в производство актуальные и сегодня инсценировки ее книжек — «Наезд», «Отстрел», «Развод», «Разрыв», «Передел»? Тогда понятно, тогда своевременно.
И отчего не отвечает на телефонные звонки киевсоветовец г-н Бригинец? Может, под сурдинку занят реанимацией своей попсовой «Территории А»? Так не доведи Господи. И так вокруг — глобальное опопсение. Настроишься на иное общественно-политическое ток-шоу — тут же за голову схватишься. Нет, оказывается, в стране иных проблем для прямых эфиров, нежели вопли и сопли восхищения «творчеством» Верки Сердючки. И в этом позорном вопросе, кстати, все они дружно-восторженно таки находят депутатский консенсус: ура-ура!
Национальное. Стереотип «национальные интересы» у нас отчего-то строго зациклен на координатах: газ—нефть—Тузла и остальные трудности с северным братом.
Но «национальный интерес» — это шире. А может — уже. Это мастерская гениального художника, которого депутат в любой момент сделает бомжом. Это и театральное здание, где пусть плохонький, но все же спектакль, а не кабак какой-то, не казино, не игровой автомат.
«Национальный интерес» — не только концерт Тото Кутуньо в унисон с партийным съездом, а широко открытые глаза на то, что творится под носом… В столице державы. Не на окраинах даже, не на Троещине, а ближе некуда... Когда рассказываешь об этом «фильме ужасов» кому-нибудь из друзей-москвичей, так там пальцем у виска крутят: вы что там, совсем уже рехнулись? Дескать, у нас, «москалей», только и заняты строительством культочагов в центре — это же имидж, пафос, государственная политика, национальные интересы!
А здесь? Все еще «черепки» собираем? А ведь только «черепки» скоро и останутся. Ведь не пощадят. И рейдерское «творчество» уже норма, обычные трудовые будни. И все стало с ног на голову. Аномалия — закон. А закон — вечное дышло. И даже «витівки» проклятой советской власти по отношению к художественной элите будут грезиться сладостными песнями сирен по сравнению с тем, что происходит сейчас. Те исторические троглодиты, конечно, третировали, унижали и даже сажали. Но для своих мастеровых хотя бы приличные квадратные метры в центрах столиц оборудовали. Дескать, здесь ваше место, бояны и вергилии эпохи, творите, только не подводите. А эти — наши, современники, теперь почитай беспризорные — и никому не нужны. Ни городу, ни миру. Никому?.. И ведь будет только хуже и хуже...
И где ж теперь ваше место, «артисты»? Может, в буфете… Опасаюсь, однако, что и на этот объект уже положили глаз «голодающие».
Эпистолярий
Как остановить захватчиков?
Драматическая тема, конечно, не должна развиваться только в жанре полемических баталий. Мы обратились в Кабмин — непосредственно к вице-премьеру по гуманитарным вопросам Д.В.Табачнику с просьбой прокомментировать ситуацию и хотя бы наметить пути выхода из подобного «культурного тупика»…
«События последнего времени в культурной среде (речь о тотальной зачистке культучреждений из исторического центра путем их выселения или же попросту откровенного рейдерства) вызывают не только тревогу, но и очевидное возмущение общественности. В связи с этим возникают логические вопросы…
Неужели это принципы «новой» квазикультурной политики государства с волюнтаристскими приоритетами бизнес-интересов?
Стоит ли воспринимать последние события как безответственность отдельных чиновников? Или же как своенравное трактование статьи 118 «Закон о госбюджете»? И существует ли правовые или другие механизмы, которые могли бы остановить нынешние «антигуманитарные» тенденции в стране? Какие конкретно шаги мог бы осуществить Кабмин с целью разрешения скандальной коллизии?»
Ответа пока нет.
Комментарий
…значит, это — колониальная власть!
На минном поле обитает Центр театрального искусства имени Леся Курбаса. Не издевательство ли? Недавно этому уважаемому учреждению присвоили статус национального. А вскоре — из засады — подоспели и захватчики-автоматчики.
— В конце мая к зданию нашего центра на Владимирской подъехало восемь незнакомцев на «Хаммерах», появились люди с охраной, автоматами и целый день изучали наше помещение (фотографировали, рассматривали), — говорит директор центра Леся Курбаса академик Нелли Корниенко. — И это уже не первый случай неприкрытых аппетитов бизнес-структур по отношению к театральному центру. Появляются какие-то люди, говорят, что они из ассоциации шахмат, заламывают руки нашим сотрудникам! Не иначе как открытым рейдерством я и не хочу это называть. Не кощунство ли: в этом году 70-летие со дня расстрела Курбаса… И именно в этом году такие откровенные провокации против центра его имени. Мы въехали в это здание в то время, когда оно было в ужасающем состоянии — отключены коммуникации, все разрушено. И эту землю, видимо, планировали отдать под бизнес-«нужды»? Мы же сделали практически невозможное — начали ремонт, подключили сети, оформили тендер… И не город, а государство вложило в ремонт этого здания около шести миллионов. Поэтому мы и стремимся передать помещение в государственную собственность. И находимся в этом «состоянии» уже полгода. Собственно, аренда у нас предусмотрена до октября 2008 года! Но, видимо, кому-то не терпится сюда ворваться. И поэтому инспирируются бесконечные проверки. Нами почему-то занимается, представьте, даже УБОП! Что это?.. Как это назвать? Есть ли в мире аналоги подобного безумства по отношению к культурным институциям? Еще печально, что в Киевсовете пошла на постыдное голосование по земельным участкам «Наша Украина»: видимо, чем-то их соблазнили? И я откровенно называю рейдерами именно ту часть депутатов, которые голосуют против галерей, против театров, против культуры. Скажу больше: если власть способствует подобному беспределу, значит, для меня это колониальная власть! И я сделаю все, что в моих силах, на международном уровне в том числе, чтобы мир узнал правду об этой власти.
Горячие точки
Как живете, «караси»?
Перипетии вокруг популярнейшей галереи «Ателье Карась» можно описывать до бесконечности: иски, суды, взломы. В общем, замки в галерее меняются регулярно.
— Ситуации, подобной этой, на моей памяти не было, — говорит Евгений Карась, президент «Ассоциации деятелей современного искусства Украины». — По сути, сегодня работают настоящие рейдерские конторы. В их распоряжении — инструментарий юридической казуистики, у них есть свои бригады взломщиков. У них есть все — вплоть до милиции. По моим сведениям крышует такие бригады руководство некоторых районов. Весь ужас в том, что самыми слабыми игроками на этом поле остаются культурные институции. Допустимо ли подобное: лоб в лоб сталкивать культуру с чистым бизнесом, а галереи с ресторанами? Я уверен, что это делается с одной целью — изгнать культуру вообще. И в течение ближайшего полугодия Киев, где сконцентрированы ведущие культурные институции страны, действительно может ее потерять. То, что происходит у всех на глазах, сказывается на моральном состоянии общества. А что касается буквы закона… Когда мы подали в суд, то оказалось, что даже судиться не с кем: выяснилось, что определенное коммерческое предприятие, против которого мы можем подать иск, уже передало наше помещение в аренду, а новый арендатор уже успел передать квадратные метры нескольким субарендаторам… Замкнутый круг! В связи с постоянными атаками на ряд ведущих галерей мы просим СМИ в любой момент по телефонному вызову приехать к нам и посмотреть «как это будет» — проникновение, захват и т.д.
Дом на Пушкинской: гроб с музыкой
«Симфония кошмара» — именно такое произведение пора сочинять Киевскому союзу композиторов, поскольку и к их зданию на Пушкинской, 32, уже подбираются ненасытные «меломаны».
— Еще год назад мы добились того, чтобы Киевсовет принял решение о передаче в аренду нашего помещения на уровне эксплуатационных затрат, — рассказывает Сергей Зажитько, ответственный секретарь Киевской организации Национального союза композиторов Украины. — Но несмотря на это, в начале 2007 года были приняты и утверждены новые арендные ставки (как для творческих союзов, так и для всех организаций), которые превышали прежние как минимум в 10 раз! В результате мы обязаны были платить за аренду 216 тыс. гривен в год при общем финансировании нашей организации 160 тыс. гривен! Ясно, что эти действия предпринимались с далеким прицелом, с целью выжить нас из нашего же помещения, поскольку формально мы арендуем эти квадратные метры у КП «Киівжитлоспецексплуатація», которое, в свою очередь, принадлежит Главному управлению коммунальным имуществом Киева (руководит им Анатолий Васильевич Чуб).
В такой же ситуации оказались и другие творческие союзы. По сути, творческие союзы приравняли к торговым организациям, и ни о какой дифференциации не могло быть и речи. Мы отправили немало писем руководству столицы и на все наши письма не получили ни одного ответа. Как нам стало известно, никто из прочих творческих союзов так и не получил ответа на свои обращения. Собирались по этому вопросу как в Министерстве культуры, так и в Координационном совете творческих союзов. Писали коллективные письма также на имя Януковича. Длительное время мы консультировались с юристами и адвокатами. Но до судебного процесса дело не дошло ввиду отсутствия денег на такую роскошь. Вскоре столкнулись с другим абсурдом: нам приходило по две платежки — одна по новым арендным ставкам, другая — по старым. Таким образом, мы не могли заключить новый договор, не было ясно, на какую сумму его заключать. Насколько мне известно, на сегодняшний день уже изгнали из помещения Союз фотохудожников. И на грани находятся несколько других союзов. Периодически в нашей организации появлялись люди из горадминистрации, фотографировали комнаты, не объясняя, с какой целью они это делают… А через три недели у нас истекает срок прежнего договора, и что нам готовит судьба — неизвестно.