UA / RU
Поддержать ZN.ua

ПОРТРЕТ В ИНТЕРЬЕРЕ ВРЕМЕНИ

Многогранность - определяющее ощущение личности. Наличие качеств неординарных, ярких, глубинных, харизматических делают человека творцом...

Автор: Алла Подлужная

Многогранность - определяющее ощущение личности. Наличие качеств неординарных, ярких, глубинных, харизматических делают человека творцом.

Профессия режиссера - одна из загадочнейших видов творчества. Здесь не какая-либо единственная творческая ипостась, это комплекс своеобразного мироощущения, возможности создания собственных уникальных художественных законов, умения воплотить в реальность фантазии внутреннего космоса. Выдумывать умеют многие, силой настоящего эмоционального убеждения обладают единицы. Режиссер М.Резникович - из этого меньшинства. Юбилей - событие одновременно и радостное и грустное, но прежде всего для Мастера юбилей становится проверкой точности художественных процессов, проистекающих в нем и в искусстве за прожитый временной отрезок. А затем - определение путей будущего. В творчестве рядом с режиссером всегда много коллег, людей сопредельных профессий. «Взгляды со стороны», конечно, субъективны, отражают индивидуальное отношение к юбиляру, но люди, высказывающие их, личности сами по себе неординарные, умеющие дать оценку творческим процессам, поэтому их мысли, как кусочки разноцветной смальты в мозаике, складываясь во что-то цельное, создают многогранный образ Мастера.

Н а протяжении коротко-

го отрезка времени троим, кажется, недавно еще молодым, а сегодня весьма зрелым режиссерам исполнилось 60 лет. В порядке очередности: Роман Виктюк, Сергей Данченко, Михаил Резникович. У каждого из нас есть свои почитатели и свои хулители - это нормально. Но есть нечто, объединяющее нас, таких разных и непохожих. Все мы выросли во Львове. В чудесном городе, куда киностудии приезжали снимать «заграницу» и где всегда напряженно пульсировала художественная жизнь: на улицах, в маленьких «кав'ярнях», в мастерских художников, в Союзе писателей. И, конечно же, в театрах. Я уверен, что такая среда заражает определенных людей, и рано или поздно они «заболевают» искусством. Сегодня речь о Михаиле Юрьевиче. Я хотел бы выделить, кроме безусловного таланта, одно удивительное качество: целенаправленность. И еще мужество. Во время всего творческого пути. Действительно: добиться возможности учиться театральному делу у Георгия Товстоногова и не угаснуть в тени, не раствориться в сценическом обаянии великого режиссера, что, к сожалению, бывает часто, - для этого требуется и целенаправленность и профессиональное мужество, тем более у начинающего режиссера. А постоянная работа с молодыми в институте, работа плодотворная. Ой, как она нелегка! Особенно в наше время. И, наконец, работа в театрах на посту руководителя. Тут и говорить не приходится… Можно добавить к упомянутым уже качествам тактичность, уважительность к истории коллектива, к людям, творившим и творящим ее, и вообще любовь к его величеству Театру! Пусть она живет еще вместе с Михаилом Юрьевичем Резниковичем многие годы!

Сергей Данченко, народный артист СССР и Украины

Б азу - прочную, серьез-

ную, профессиональную, настоящую нам дал Михаил Юрьевич. Мы, его ученики, очень хорошо понимаем друг друга и стараемся и других актеров подключать в эту творческую систему. Я считаю Михаила Юрьевича глубокопрофессиональным, интересным режиссером. Он заражает окружающих своим лидерством, он имеет на людей огромное влияние. Хочется пожелать ему продолжать «идти вперед», «вести вперед», набирать творческий потенциал, потому что профессия режиссера никогда не кончается.

Ирина Клищевская, художественный руководитель-директор театра «Колесо»

Т ребования Михаила Рез-

никовича к театральному искусству растут с каждым годом. Как режиссер он расширяет свои художественные возможности. В своих спектаклях он талантливо объединяет искусства, синтезируя свои возможности, соединяет слово и музыку, литературу и графику, архитектуру и живопись…

Театр Резниковича вырывается за рамки сцены! Такой многогранный, современный, интересный Театр Резниковича!

Богдан Ступка, народный артист Украины

С читаю счастливым в

творчестве того актера, которого изменчивая судьба наградила «своим», «собственным», талантливым режиссером. Примеров режиссерско-актерского тандема, сделавшего маленькие открытия и шедевры, можно привести множество…

Мне тоже повезло в жизни - я встретил такого режиссера - М.Резниковича. Хотя и ненадолго, на одно мгновение, в одной работе. Но именно эта работа и запала в душу, принесла подлинное удовлетворение…

Богдан Бенюк, народный артист Украины

Е сли драматург - это про-

поведник, то режиссер, следовательно - посредник между зрителем и драматургом, ибо он доносит до глаз и ушей зрителя его проповедь, делает ее доступной, а драматурга известным. Ваши неописуемые ироничность и сарказм придают спектаклям многомерность. В них давно уже было то, что совершается сейчас, и то, что еще свершится в будущем. Бережливое и уважительное отношение к актерам прошлого театра, ваши рассказы об их жизни, таланте и судьбе делают вас национальным достоянием, ибо вы своим существованием и деятельностью воспитываете молодежь и этим обеспечиваете и формируете культурное будущее нашего общества. Все это живет в вас. Всегда. Теперь. Сейчас.

Валерия Врублевская

З а что я уважаю Михаила

Резниковича? Прежде всего за достоинство. Человеческое и профессиональное, которое он пронес сквозь все испытания, а их выпало ему немало. За желание во всем «дойти до самой сути, в работе, в поисках пути, в душевной смуте». В трех этих ипостасях приложения человеческих сил Михаил Юрьевич последователен и целостен. За высокий уровень интеллигентской рефлексии, то есть желание и умение жить не целью, а содержанием. Театральной рутине Михаил Юрьевич всегда противопоставляет высокий духовный смысл театрального искусства. За правду и подлинность психологического театра, которые он отстаивает, как рыцарь.

Ростислав Коломиец, член-корреспондент Академии искусств Украины

В стреча с Михаилом Юрь-

евичем - одна из самых интересных в моей творческой жизни. Трдуно найти более цельную натуру. Ощущение личности Резниковича для меня перекликается с существовавшим когда-то в России понятием «белые офицеры». Что оно в себе заключает? Интеллигентность, образованность, профессионализм, точность. Говоря о Михаиле Юрьевиче, можно добавить еще - предельная обязательность в процессе работы и в «постпремьерный период». Но самое главное - этот человек для меня в большой мере педагог. Работая с ним, я многому научилась. Когда общаешься с Михаилом Юрьевичем, невольно внутренне подтягиваешься, заставляешь выказывать лучшие качества. С ним нужно быть максимально безукоризненным и стараться соответствовать. Все шесть наших совместных спектаклей - разные по сюжетам, по настроению, сценическому решению. Мне никогда не скучно, всегда интересно работать.

Мария Левитская, театральный художник, заслуженный деятель искусств Украины

П о-дружески рада

общепризнанным творческим успехам и достижениям Михаила Резниковича на генерал-директорском поприще, поскольку последние в сегодняшнем социокультурном ералаше особенно тяжко достаются. И, тем не менее, суметь в этих условиях планомерно, ежегодно выпускать по 7-8 новых спектаклей, растить актеров, создать студию в театре и руководить институтской кафедрой, быть академиком Академии искусств Украины, устанавливать новые и новые межтеатральные связи и проводить зарубежные гастроли, ремонтировать театр (в наше-то время!), почти не пропускать занятия, а тем более - репетиции, а также «от репетиции к репетиции» писать книги (не говоря уже о статьях) и главное делать это и многое другое глубоко и обстоятельно - под силу только особо талантливому человеку.

Игорь Безгин, доктор искусствоведения

У меня есть подарок - ро-

ман В.Набокова «Ада» - Михаилу Резниковичу, с кем мы в былые времена пытались одолевать (приворотный одолень и наша родимая лень) торжествующую повествовательную повседневность в сомнамбулическом сознании наших несчастных сограждан. И чем же закончилась эта предерзкая ворожба? Увы, кажется, мы были одиноки, поэтому стали изгнанниками. Один - вплоть до Сибири, другой - духовно, после начала эпохи фальшивых реформ и господства еще более фальшивого государственного пафоса. Прежде нас водили за шею в железных идеологических ошейниках, теперь водят за нос. Раньше культуру заменяли благосклонным пребыванием в милостях хмурых кремлевских герантократов, теперь заменяют дешевыми подачками политических плебеев. Так что же мы одолели, преодолели? Увы, нам! Но дух всемогущ и он - в этой книге о торжестве вечной молодости и радости страсти. Ибо молодость и радость страсти в наших душах - это единственное, чего никто и никогда у нас не отнимет. Радуйтесь жизни и живите в страстях!

Павло Загребельный