UA / RU
Поддержать ZN.ua

ПОРТРЕТ ХУДОЖНИКА В ИНТЕРЬЕРЕ

Ироническая улыбка насмешливой культуры постмодерна ошарашивает избранного зрителя, которому посчастливилось увидеть темперную графику Вячеслава Пильмана...

Автор: Богдана Козаченко

Ироническая улыбка насмешливой культуры постмодерна ошарашивает избранного зрителя, которому посчастливилось увидеть темперную графику Вячеслава Пильмана. Избранность же определяется не походом в престижную галерею, не рассматриванием толстого и яркого каталога, а обычным знакомством с художником, приглашающим интересующегося его творчеством гостя на чашку кофе в свой немного запущенный, но стильный в интерьере дом, являющийся по совместительству заодно и мастерской.

Популярность современного художника, как это ни грустно, мало зависит от степени профессионализма, который является не самым значительным условием в длинном ряде факторов, обуславливающих известность. Более весомы в этом плане нахождение спонсоров, количество денег, отданных на рекламу, полезные контакты с «нужными» людьми - словом, машина по «раскручиванию знаменитостей» редко управляется непредвзятым хорошим вкусом или объективной оценкой уровня мастерства. Да и вопрос о необходимости контакта с широкой аудиторией несколько условен: с одной стороны - увеличивающаяся вероятность появления потенциальных покупателей и суетных искусствоведов, могущих сообразить «на троих» выставку где-нибудь в загранице... А с другой - бешеные проценты хозяинам галерей, берущих половину стоимости картины кроме арендной платы, риск порчи или пропажи некоторых (или всех) работ, как это уже неоднократно случалось, испытания коммуникабельности бесконечными светскими беседами... Для человека бескомпромиссного еще неизвестно, что лучше: покой и свобода или кабала маргинального социума (в смысле особенно излюбленного маргиналами всех мастей).

Вячеслав Пильман выбрал первое и, кажется, совершенно об этом не жалеет. Глядя на его картины, понимаешь, что художник делал их с удовольствием, которым, в сущности, и является работа - по крайней мере для этого человека. Его творчества никогда не касалась никакая из господствующих идеологий - ни государственных, ни религиозных. Темы - свободны и неисчерпаемы: «Вакханалии», «Балаганчики», длинный ряд портретов и - в прошлом - «Холокост», история которого оставила неизгладимый след в душе художника.

Композиции картин многофигурны и сложны, никто не сможет упрекнуть их в скуке. Сложно взаимодействующие между собой фигурки двусмысленны и энергичны, и при вызывающем настроении пира во время чумы оголтелой современности они напоминают о глубоко скрытой усталости классического Рима, отягощенного собственным существованием. Игровое начало карнавальной суетой скрывает неудовлетворенное стремление к органическому единству, и гимн жизни козлоногого сатира становится печальной песней одиночества на фоне бесконечной ночи.

Саркастический оскал хитрого Арлекина притягивает его противоположность, брата и двойника Пьеро. Любвеобильная Коломбина в разных картинах отражает, как зеркало, бесчисленные состояния прихотливого женского Эроса - от тяжелой, задумчивой грусти до бесшабашного веселья обаятельной кокетки.

На сравнительно небольшом формате само движение поймано в клетку линий и красок, всегда элегантных, дополняющих друг друга даже контрастами.

Как у всех состояний, возникающих у человека, у этих картин нет сюжета, нет цели и нет особенно значимого внешнего повода, благодаря которому они возникли. Они апеллируют к жизни и времени только интенсивностью переживаемого в данный момент, вне контекста причин и следствий. Проглядывающий из-за приспущенных драпировок (излюбленный декор второстепенных деталей) трагизм всегда ночного неба с луной в разных инкарнациях и россыпью звезд апеллирует к Вечности - и что можно поставить с ним рядом, как не свободную мимолетность бытия, освобождающегося от пережитого мгновения?

Интеллектуальная графика Вячеслава Пильмана, как это ни парадоксально, берет изощренностью и сложностью переживаний. Для его творчества собственный философский опыт - только усложнение призмы, сквозь которую художник смотрит на мир и на себя.

Если в нужный момент не находится подходящей модели для портрета, Вячеслав смотрит в зеркало. И его автопортреты могут теперь составить отдельную выставку. Наиболее изученная натура щедро дарит свои воплощения - тоска и веселье в окружении марионеток балаганчика, надрыв и драматизм на сумасшедшем черном фоне ставят эти картины в ранг выставочно-музейных экспонатов, которые совершенно равнодушны к конъюнктуре рынка.

Вячеслав не менее честен по отношению к портретируемым, но к ним он относится милосерднее, чем к себе. Емкая характеристика психологических данных держится на стержне одной основной черты, заложенной в человеке не жизненным опытом, а самой природой. Особенно четко это чувствуется в женских портретах, где художник фиксирует то, чего сама модель не может о себе знать, - ведь женские миры не выразимы словами и оценить их может только тонкий знаток.

Крепкий кофе и неторопливая речь собеседника - лучшее сопровождение для мощных, пронзительных блюзов единственных в своем роде работ, в которых даже самый неискушенный зритель узнает почерк мастера. Можно проконстатировать только тот огорчительных факт, что картины Вячеслава Пильмана теперь недоступны для киевлян, хотя многие из них пополнили частные коллекции многих зарубежных ценителей искусства и ранее многократно выставлялись в отечественных и иностранных галереях. Времена изменились, и профессия художника оказалась причудливой роскошью, доступной немногим. Немногие сумели остаться на плаву, не превращая свою мастерскую в маленькую фабрику трафаретов и клише на собственное творчество. К этим немногим принадлежит Вячеслав Пильман, и хочется пожелать ему удачи в каждодневной борьбе за личностную и творческую свободу и значимость профессионального художника.