UA / RU
Поддержать ZN.ua

Портрет эпохи в "Миттєвостях приватного життя"

Книга О.Петровой "Миттєвості приватного життя" структурирована вокруг темы Памяти. Она собирает, концентрирует и излучает проблемы в жизни художественного поколения 1960–1980-х годов. В этом заключается своеобразность издания.

Автор: Тамара Бойко

В начале ХХІ в., обозначенного перенасыщением информацией, доминированием виртуальной культуры, психологическим переутомлением, человек находит утешение в дневниках, эпистолярии, воспоминаниях. Жанр мемуаристики сегодня - желаемое чтение и моральная релаксация для многих. В документах из частной жизни современника формируется неогуманизм пост-постнеклассических ХХ и начала ХХІ в.

Книга О.Петровой "Миттєвості приватного життя" структурирована вокруг темы Памяти. Она собирает, концентрирует и излучает проблемы в жизни художественного поколения 1960–1980-х годов. В этом заключается своеобразность издания. Текст книги дуалистичен. Читатель погружается в личную историю автора (от детства 1940-х годов до 1986-го - года Чернобыльской катастрофы) и в приватном видит отражение истории своего или предыдущих поколений. Так, в первом разделе книги, "Дети войны", читатель почувствует ауру послевоенного быта киевлян, со свежей памятью о трагедии Бабьего Яра, о голоде и аскетизме ежедневного бытия, а также о чрезмерно быстром взрослении детей войны.

В каждом из четырех разделов книги шарм приватного-индивидуального выносит на поверхность текста значительное.

Автор текста - художник и искусствовед, поэтому приватная жизнь личности представлена в динамике культурной ситуации Киева и Украины 1960–1980-х годов. Культурная и социо-политическая трансформация социума сделана наглядной через непокоренность интеллигентского андеграунда. Вдохновенным является творческий портрет художника Григория Хижняка - человека драматической судьбы, которого советская власть вытолкнула на маргинес. Титанами мысли, отстаивавшими культуру украинского языка, художественного перевода и нашу европейскость, в эссе автора возникают образы эрудитов-интеллигентов Григория Кочура и Николая Лукаша. В общении с ними формировался культурный простор О.Петровой. Во втором разделе книги - драматические повествования и истории из жизни творческой среды 1960-х годов. соседствуют с парадоксальными и гротескными зарисовками сюжетов и портретами отдельных личностей.

1970-е годы - время юности автора. Первые влюбленности, взрослая дружба и романтические отношения выписаны О.Петровой ярко, сочно, экспрессивно. Впрочем, авторское Я в книге уступает образам современников: литераторов, архитекторов, художников, врачей. Это они формировали в свое время ее культуру и искусство. Обобщающее МЫ вольнодумной интеллигенции в книге представляет тех, кто взял на себя историческую миссию сопротивления стандартам закупоренного общества времени позднего социализма. В общем, книга посвящена утверждению ценностей нелинейной и неподцензурной художественной культуры инакомыслящих 1960–1980-х годов.

Лаконичны и филигранно выписаны творческие образы С.Параджанова, грузинского художника Н.Игнатова, гения украинской сценографии Д.Лидера, художников-шестидесятников А.Горской, И.Гончара, О.Минько, Л.Медвидя, Ф.Семана и других.

Близость автора к "неформальной академии" Г.Кочура и Н.Лукаша, на которых охотилось КГБ, товарищеские отношения с С.Параджановым сразу определили общественное место О.Петровой в андеграунде. К тому же она, по специальности иллюстратор книги, начала сотрудничать с молодыми писателями В.Дроздом, И.Жиленко, В.Шевчуком. А именно их реакционно настроенная писательская община отодвигала на обочину.

Иллюстрации к "Божественной комедии" Данте Алигьери, которые в начале 1970-х годов создала О.Петрова, были признаны сюрреалистическими (враждебными соцреализму). Духовная духота чем дальше, тем крепче окутывала молодую художницу. Киевские издательства закрыли перед ней двери. О вступлении в Союз художников нечего было и думать.

Г.Кочур - наставник художницы и молодой исследовательницы - посоветовал ехать в культурные учреждения Москвы.

Зигзаги судьбы то вытесняли Ольгу Петрову из Украины, то возвращали ее домой. Именно географией пребывания объясняется двуязычие книги.

Эпистолярий отца, актрисы С.Зайковой, профессоров Г.Недошивина, А.Чегодаева, А.Аникста и других представлен на языке оригинала.

Теме эпистолярия как жанра и высокой культуре этой разновидности слова посвящено много страниц. Сюжет раскрыт в письмах любви пожилого профессора к молодой коллеге.

В четвертом разделе книги О.Петрова с блеском искусствоведческого анализа представила портреты непокорных украинских художников: Г.Неледвы, М.Вайнштейна, З.Лерман, В.Реунова, А.Лымарева, Ю.Луцкевича и других.

В завершение обозначены общие тенденции в искусстве 1980-х годов. Это было время разрушения и уничтожения системы соцреализма.

Общественное напряжение текста спадает - переходит на лирико-щемящие интонации в эпилоге: он посвящен ранней весне в отношениях автора с будущим мужем - врачом Евгением Волгиным.

"Миттєвості приватного життя" написаны экспрессивно, с любовью и уважением к современникам, самоиронией и отвагой искренности. Иллюстративный ряд книги - широк и разнообразен. Издание интересно как культурным контекстом эпохи, так и личным опытом автора, предрасположенного к самораскрытию и даже к саморазоблачению в духовном стриптизе.

Выход "Миттєвостей приватного життя" в свет состоялся при поддержке Stedley Art Foundation. Книгу издала Дана Павлычко. Киев, Основы, 2016.