UA / RU
Поддержать ZN.ua

«ПОРГИ И БЕСС» В КОНЦЕ СЕЗОНА

От бостонской (30 сентября 1935 г.) до киевской премьеры (25 и 28 июня 1998 г.) - дистанция длиной в человеческую жизнь...

Автор: Владимир Фандралюк

От бостонской (30 сентября 1935 г.) до киевской премьеры (25 и 28 июня 1998 г.) - дистанция длиной в человеческую жизнь. А вот период подготовки к киевской премьере был минимальным - два с половиной месяца.

26 сентября 1998 г. весь мир будет праздновать столетие со дня рождения великого американского композитора Джорджа Гершвина.

Гершвин - первый композитор США, завоевавший мировое признание, и единственный, чье творчество столь явно и непосредственно отражает национальную музыкальную традицию. Не только при жизни, но и после смерти он не был признан профессиональной композиторской средой у себя на родине. До конца своих дней американский композитор оставался гениальным самородком-самоучкой, воспитанником нью-йоркских трущоб, а отнюдь не тех академических учреждений, где формировались кадры американских музыкантов. Его художественной школой стал Бродвей. Самое крупное достижение Гершвина - народная опера «Порги и Бесс».

Проблемы киевского театра оперетты вообще

и премьеры «Порги

и Бесс» в частности

Проблема первая - отсутствие стабильной материальной базы. Сегодня, когда государство, к сожалению, не в силах содержать государственные театры, нужно искать выход в единственном: обеспечить максимальную посещаемость за счет ярких, по-настоящему интересных, убедительных спектаклей, свежего репертуара, оригинальных, высокопрофессиональных постановок. А таких премьер в последнее время было явно недостаточно. Поэтому в преддверии гершвиновского юбилея руководство театра по инициативе городского управления культуры взяло на себя смелость на постановку такого сложнейшего материала, каковым является шедевр мировой музыкальной культуры уходящего столетия - опера-мюзикл «Порги и Бесс». До этого все попытки поставить «Порги и Бесс» на сценах киевских музыкальных театров были безрезультатными. Поэтому и в театре оперетты в реальность постановки верили далеко не все. Почему? Для поднятия произведения такого масштаба творческие цеха театра даже в количественном отношении недостаточно укомплектованы. Имеется в виду оркестр, хор и танцевальный коллектив. Если к этому добавить отсутствие таких современных технических компонентов, как вращающаяся сцена, несовершенная с акустической точки зрения оркестровая яма, неубедительное радиотрансляционное оборудование и свет, сомнения в успехе постановки были небезосновательными. А там, где тонко, там и рвется. Недоукомплектованность оркестра, хора и балета заставляла труппу театра на протяжении сезона изо дня в день и репетировать, и выступать практически в одном и том же составе. Это привело к накопившейся усталости всего коллектива театра накануне постановки «Порги и Бесс». Но самая существенная проблема ожидала артистов Киевского театра оперетты впереди - освоение сложнейшего музыкального материала.

Подготовка премьеры

Основа сегодняшнего музыкального театра - хороший оркестр. Благодаря мастерству и таланту молодого главного дирижера Владимира Шейко оркестр справился с поставленной задачей и доказал, что находится в хорошей форме.

Перед главным хормейстером Владимиром Ворвулевым возникла значительная проблема: в партитуре Гершвина хор превосходил по количеству вокальных партий хор театра оперетты более чем вдвое. И Ворвулев переделывает всю хоровую часть партитуры, модифицируя ее под свой коллектив. Попытка удалась - хор зазвучал убедительно (это неудивительно, Владимир Николаевич - сын Николая Ворвулева, народного артиста СССР, знаменитого баритона).

Для постановки балетных номеров, учитывая специфические особенности материала, была приглашена заслуженная артистка Украины Алла Рубина. После посещения фольклорных фестивалей в США Рубина оказалась готовой для решения постановочной задачи.

Опытные концертмейстеры М.Сагайдачная, В.Чернышова и заслуженная артистка Бурятии Л.Реутова приступили к подготовке вокальных партий с солистами. В работе пришлось столкнуться со сложными синкопированными ритмами, непривычным ладовым и интонационным строем. Из-за того, что солисты были разбиты на два состава, изнурительные сводные репетиции длились по девять часов в сутки. Режиссер-постановщик «Порги и Бесс» - Петр Ильченко.

Премьера

Несмотря на все старания директора театра Ивана Харины, практически обеспечившего надежную работу всех служб, обойтись без незначительных казусов в день премьеры не удалось: специальный грим доставили почти вплотную к началу спектакля, не хватало париков и обуви.

Билеты на обе премьеры были распроданы заранее, и желающих попасть в здание без билета не могла остановить даже трехметровая стена служебного двора.

…Гаснет свет. Под гул аплодисментов в свете прожекторов появляется главный дирижер. Оригинальностью исполнения запомнилась увертюра, условно разделенная на три части: первая часть начинается, как обычно, при опущенном занавесе, темой струнных, вторая часть - сцена открывается, на ней - ансамбль духовых инструментов исполняет задорный джазовый лейтмотив народного гулянья на зеленом острове из четвертой картины. К музыкантам присоединяется экзотическая группа артистов балета и хора. Третья часть - к звукам фортепиано постепенно присоединяется весь оркестр…

Начинается первая картина, и перед зрителем возникают приземистые постройки негритянского дворика (художник-постановщик заслуженный деятель искусств Украины Андрей Дачевский), его персонажи (художник по костюмам - Ирина Горшкова) и исполнители. Роль Порги - новая веха, несомненная удача заслуженного артиста Украины Сергея Бондаренко. Он настолько глубоко внедрился в кровь и плоть своего героя, что проявилась усталость на премьерах: звучание незначительно ослабло. Но даже при этом он справился с задачей в полном объеме - Порги стал настоящим украшением спектакля. Роль Бесс (заслуженная артистка Украины Ольга Каминская) чрезвычайно динамична, сложна и противоречива. Тем не менее, опытная актриса с ней успешно справилась, а о ее вокальном потенциале и говорить не нужно. Грузчик Краун - крайне нелицеприятный тип - пьяница, наркоман, бандит и убийца, в исполнении заслуженного артиста Украины Сергея Павлинова выглядел абсолютно достоверно: кроме драматического и вокального совершенства, Павлинов обладает еще и атлетической фигурой. Игорь Христенок в роли проходимца и мерзавца - торговца наркотиками из Гарлема по прозвищу Спортив Лайф - выглядит свежо и интересно. Исключительной вокальной и драматургической сложностью отличается роль Сирины, с которой успешно справились народная артистка Украины Виктория Алешина и заслуженная артистка Украины Любовь Кузьменко. Нелегкой является роль Марии - народная артистка Украины Валентина Чемена, Тамара Головчанская. Непродолжительная, но яркая роль Роббинса (Тарас Чередниченко). Хочется отметить вокальную и драматическую сложность, с которой столкнулись исполнители ролей Клары (заслуженная артистка Украины Ирина Лапина, Валентина Лесик) и ее мужа Джейка (Вячеслав Черный). С большим интересом смотрятся Юрий Белан и Петр Манько (Питер), Виктор Кавун и Сергей Котеленец (полицейский), заслуженный артист Украины Сергей Мельниченко (юрист Фрейзьер), Сергей Галата (Арчдейл), Борис Коростылев (владелец похоронного бюро), яркий вокалист Василий Макойников (Минго), Александр Деняков (Джим), Сергей Наумов (следователь).

Для участия в премьере на главные роли: Порги, Бесс, Джейка были приглашены также студенты национальной академии Роман Смоляр (класс профессора Богдана Гнидя), Екатерина Стращенко (класс профессора Евгении Мирошниченко), Геннадий Ващенко (класс профессора Анатолия Мокренко). Этот второй состав настолько серьезно готовился к премьере, что режиссер-постановщик и главный дирижер отложили их премьеру до осени лишь на самом последнем прогоне - рисковать всей труппой можно и нужно, но согласитесь, не в такой момент.

Коллектив театра благодарит Александра Быструшкина за его личный вклад в премьеру (в том числе за доставку бесценного музыкального материала из США). Браво, Гершвин! Браво, оперетта!