UA / RU
Поддержать ZN.ua

ПОПЫТКА ПОЛЕТА

Премьера в конце театрального сезона, хотим мы того или нет, всегда носит оттенок какого-то итогового события, подведения некой черты под прожитым отрезком театральной жизни, прелюдией к началу следующего сезона...

Автор: Наталия Секретарева

Премьера в конце театрального сезона, хотим мы того или нет, всегда носит оттенок какого-то итогового события, подведения некой черты под прожитым отрезком театральной жизни, прелюдией к началу следующего сезона.

Такой прелюдией, на мой взгляд, стал показанный под занавес семидесятого театрального сезона в Национальном академическом театре русской драмы «Тойбеле и ее демон». Я не случайно говорю показ, а не премьера, т. к. несмотря на премьерную атмосферу, царившую в этот вечер в зрительном зале, этот спектакль был генеральным прогоном на зрителя и постановщик Михаил Резникович в кулуарах обмолвился, что в этом показе для него важно проверить реакцию зрителя, уточнить акценты. Таким образом, зритель, сам того не подозревая, стал сотворцом спектакля.

В этот вечер впервые в Украине на театральных подмостках появилось творение Исаака Башевиса Зингера, созданное им вместе с Ив Фридман по его одноименному рассказу. Причем рассказ этот до сих пор не переведен ни на русский, ни на украинский языки.

Исаак Зингер - польский еврей (настоящее имя - Ицек-Герц Зингер), проживший большую часть своей жизни в США, лауреат Нобелевской премии по литературе за 1978 год.

«Тойбеле и ее демон» в постановке Михаила Резниковича поражает необычайным сплетением гоголевской ирреальности, чеховского стремления героев друг к другу и трагически несовпадающих философской глубины Достоевского и булгаковского мистицизма. Все это, естественно, берет свое начало из творчества самого Зингера. Зингеровское повествование о любви еврейской девушки обретает форму притчи о попытке полета в любви и выходит далеко за рамки бытового повествования. Этому способствует и сценография Марии Левитской. Сценическое пространство, предложенное талантливой художницей, лишено какого-либо намека на быт. Выписанное графически достаточно скупо, оно, как мираж, - то невыразительно серое и унылое, то необычайно яркое, как бы наполняясь воздухом и цветом. Необходимо отметить плодотворность давнего сотрудничества М. Резниковича и М. Левитской.

Маленькие домишки с подслеповатыми оконцами разбрелись по всему пространству, уходя в темноту. В них невозможно жить, лишь существовать. Они вросли в землю, придавив своей неказистой кровлей и обитателей местечка. Серая, унылая среда обитания маленького Фрамполя, польского местечка, каких множество разбросано по миру. Здесь и поселились герои нашего повествования - соломенная вдова Тойбеле, хранящая верность давно исчезнувшему мужу (Т. Назарова), помощник учителя Алхонон, тайно и безнадежно влюбленный в Тойбеле, которая даже слышать не хочет о его существовании (О. Треповский), неугомонный местный весельчак Менаша (Ф. Летичевский), Генендель, молодая вдовушка, подыскивающая очередного мужа (Н. Кудря), и, конечно же, Ребе, ведь в каждом местечке обязательно должен быть Ребе, ортодокс, непоколебимо уверенный в своей правоте (Б. Вознюк). Возможно, ничего бы не произошло, если бы Алхонон не подслушал рассказ Тойбеле о демонах, приходящих к девушкам по ночам. С этого момента тривиальная история о безответной любви вырастает в притчу космического звучания, драму одиночества и трагического несовпадения желаемого и действительного. Алхонон решается завоевать любовь Тойбеле, придя к ней в облике демона Гурмизаха. Облачаясь в костюм Гурмизаха, Алхонон не меняет своего облика, но обретает свободу, ту свободу, которая способна зажечь в женщине огонь любви. О.Треповский, не меняя грим, преображается, как бы озаряясь внутренним светом. И Тойбеле преображается. Из аскетичной, набожной, почти омертвевшей женщины вырывается на волю страстная, безоглядная в своем любовном порыве, яростная Тойбеле Т.Назаровой. Эту фонтанирующую страсть ощущаешь почти физически. И тогда в затхлое, серое местечко врывается ослепительная белизна напоенного воздухом, невиданного доселе городка, раскинувшегося на холмах города-призрака. И уже не понять - то ли это местечко Фрамполь обрело другие очертания, то ли в порыве страсти влюбленные перенеслись в ирреальное пространство. Тут слова становятся излишни. Их место занимает танец любви. Это пластический этюд, поставленный А.Рубиной в исполнении Назаровой и Треповского, настолько органичен и выразителен, что превращается в диалог двух любящих сердец, двух половинок, соединенных в единое целое. В нем и страсть, и нежность, и эротичность, в нем то, что мы называем высшей точкой любви. Создается ощущение, что именно эта пара влюбленных излучает свет, заливающий сценическое пространство... В объятия давно желанного демона Тойбеле отдается осознанно и стремительно. Татьяна Назарова в этой сцене напоминает булгаковскую Маргариту, безоглядно бросившуюся в омут бала у сатаны. Тойбеле наполняется жизненной силой. Лишь Алхонону-Гурмизаху неуютно в этой любви. Он понимает, что не сможет долго существовать в двойном измерении, а Тойбеле и слышать не хочет о помощнике учителя. Она лишь покоряется димону и дает согласие на свадьбу с Алхононом. И свадьба сыграна при помощи изобретательного Менаши. Казалось бы, счастливый финал близок. Но вот парадокс - нет счастья для этих двоих в реальном мире. Тойбеле категорически не воспринимает земного Алхонона и ждет, жаждет демонического. Вот тут-то и происходит самое трагическое - Алхонон ничем не может объяснить такое поведение Тойбеле. Ему кажется, что она ждет Менашу. Пытаясь завладеть возлюбленной, Алхонон предает ее, предает свою любовь. Самая напряженная и трагичная сцена спектакля - сцена разоблачения мнимого демона. Алхонон при всех раскрывает свой обман. Назарова не играет сумасшествие своей героини. За считанные секунды в ее глазах прокручивается вся гамма переживаний, обрушившаяся на эту молодую, безоглядно влюбленную женщину. Обман. Подлая ложь. Она была возлюбленной демона, а не этого презренного Алхонона. Этот обман для нее, набожной девушки, гораздо страшнее, нежели признание в тяжком грехе перед верой и людьми. В этой сцене Т.Назарова раскрывается как подлинно драматическая актриса, поднимаясь до высот трагедии. Боль и отчаяние пронизывают ее героиню. Думаю, не погрешу против истины, если скажу, что в актерской палитре Т.Назаровой появились новые краски. И здесь нельзя не отметить, что все элементы режиссерского решения спектакля работают на создание трагедийного пафоса. В какой-то момент у зрителя, сидящего в зале, появляется ощущение головокружения. Земля уходит из-под ног Тойбеле. Панорама белого города вдруг начинает оползать, и через какое-то мгновение воцаряется тьма. Снова мгла опустилась на местечко, и маленькие серые домишки с подслеповатыми оконцами вернулись из небытия на свои законные места. В этот момент трудно определить - с глаз спала пелена или вновь застлала их.

Резниковичу удалось совместить мистицизм и здравый смысл. И если первое четко прослеживается в дуэте Тойбеле и Алхонона, где Назарова и Треповский очень точно ощущают друг друга, чутко вслушиваясь буквально в дыхание партнера, то дуэт Менаши и Генендель в исполнении Ф.Летичевского и Н.Кудри олицетворяет здравый смысл. Летичевский, рисуя своего Менашу достаточно остро, почти бурлескно, не опускается до уровня шаржирования. Он смешон и трогателен, лукав и простодушен, обаятелен. Прекрасная пластика и хорошее владение своим телом позволяют комичный танцевальный номер Алхонона и Менаши довести до филигранности и при этом не выпасть из общего, достаточно сдержанного рисунка всего спектакля. Подстать Менаше и Генендель - очаровательная простушка, трогательная и необычайно обаятельная в своей наивности. Наталья Кудря в этой роли смешна и лирична одновременно. Особняком в этом несомненно ансамблевом спектакле стоит Ребе в исполнении Бориса Вознюка. Его Ребе - олицетворение догматизма и непримиримости к любому ослушанию, черной тенью злого духа вьется над возлюбленными, как бы обрамляя любовные сцены Тойбеле и Алхонона-Гурмизаха. И тем трагичнее звучит его просьба в одной из последних сцен спектакля, чтобы Алхонон соврал Тойбеле, тем самым успокоив ее перед смертью. В этом и боль, и бессилие Ребе перед любовной страстью Тойбеле. Трагичен финал - Тойбеле умирает и в предсмертной агонии повторяет имя демона, своего возлюбленного. Так оборвалась попытка полета в любви, попытка вознестись в этом светлом чувстве над мраком бытия.

Но, быть может, у кого-то попытка полета окажется удачной. Возможно, и для Тойбеле с Алхононом она была удачной по-своему? Но на эти вопросы каждый отвечает сам...

P.S. Актерская профессия дает возможность прожить множество человеческих жизней, при этом изматывая актерское сердце. Феликс Летичевский - исполнитель роли Менаши - успел за свои почти 33 года прожить множество сценических жизней, но его собственная оборвалась на взлете. Он умер через неделю после блистательно сыгранной премьеры.