На днях государство определилось с приоритетами в культурной сфере. Свидетельство тому — прощальный (не плачьте, только в этом году) концерт во дворце «Украина» народного депутата и почетного ректора университета культуры. Ученого, который поет…
Есть двери, которые лучше не открывать. И есть песни, которые лучше не слышать. Б.Пастернак как-то написал: «Тишина, ты лучшее из того, что слышал». Не в отношении этого деятеля сказано. Но очень подходит.
Нелепо ожидать, что здесь и сейчас опять начнутся риторические пляски под сурдинку «сколько можно терпеть безобразие». Ведь все бессмысленно. ММ (почти как ББ — Брижит Бардо или ММ — Мерилин Монро) — неадекватная и технологически им рассчитанная наша данность. И состояние. В плане психики, а не финансов, разумеется.
…Пиши-полемизируй, а он к себе приручил. Факт. Сопротивляющиеся этой дрессировке, наподобие меня, очевидно, выглядят дикими зверюгами… Но впору завыть волком, насмотревшись по всем каналам отчетных телерепортажей о так называемом «прощальном концерте», возведенном здесь в ранг едва ли не первостепенного государственного события.
Как там в сказке Экзюпери? «Мы в ответе за тех, кого приручили». Вот пусть и отвечают. И он, и эти им «прирученные»…
Потому что наивом или байроновским романтизмом выглядят все текущие грезы на тему гуманитарной политики, если… Если… «Квіти від Президента України Віктора Ющенко», «Квіти від прем’єр-міністра України Юрія Єханурова», «Квіти від спікера Верховної Ради Володимира Литвина», «Квіти від блоку Володимира Литвина», «Квіти від блоку Юлії Тимошенко», «Квіти від Партії регіонів України», «Квіти від партії Народний Союз «Наша Україна», «Квіти від Ліберальної партії», «Квіти від МВД і Юрія Луценко особисто», «Квіти від Міністерства культури і туризму», «Квіти від Міністерства освіти», «Квіти від Корпорації житомирських підприємців», «Квіти від шахти «Комсомолець Донбасу», «Квіти від Валентини Довженко і партії «Жінки за майбутнє»…
…Все цветы, как несложно догадаться, в этой стране растут только на одной клумбе — имени ММ (Поплавского). Не один год живу на белом свете — и при Кравчуке, и даже при «преступном режиме» Кучмы, но не помню подобного культмассового «поклонения волхвов» только одному младенцу. Никогда прежде (не спорьте) не было столь единодушного порыва чествовать кого-либо из представителей отрасли сомнительно-«прекрасного». А здесь сошлось все! И все.
Все те, кого днем с огнем не отыщешь на концертах классической музыки, потому что они свято уверены, что Бах и Гендель пишут репертуар для Н.Могилевской.
Все те, кто в редких случаях вспоминает о том, что в этой стране есть еще память о Франко или Паторжинском и иногда нужно нести цветы и на их могилы («…нету их — и все разрешено», — сказал поэт).
Все те, для кого попытка прийти в театр драматический или оперный — это сущая пытка, потому что, видимо, боятся уснуть во время просмотра.
То есть все те, кто наконец-то, перед будущими выборами таки «определили» и свои, и наши культурные ценности… И напомнили (за что отдельное спасибо без лукавства), кто у нас «духовный лидер».
Странно и страшно, что все вышеперечисленные партии и политики, денно и нощно грызущиеся за свои рейтинги, наконец как бы примирились. Причем только в одном вопросе. В отношении именно к этому «культурному» феномену. То есть к безголосице. К китчу. К откровенной халтуре. К выпячиваемой на всех углах и каналах вульгарности. Шустрый М.М.Поплавский, никто не спорит — прекрасный менеджер, как ни в чем не бывало перед концертом заявил: «Устал Миша! Сколько ж можно петь? Пиар-проект себя исчерпал, я свою роль сыграл, позор стерпел, всем все доказал…» Сей «позор» — не его позор. Он лишь выступает в роли катализатора, в статусе лакмуса и в качестве теста на адекватность, который должна была пройти страна (и ее рулевые) все эти десять или сколько лет он там поет. Как видно, тест прошли на «отлично».
Он начал расцветать и колоситься в то самое знойное время «дедушкиного разгуляя», когда на родине Шевченко главные телеканалы стали массово плясать и ласково мычать, пытаясь удвоить надои своих рейтингов. Он почувствовал свою силу и мощь, когда на всю катушку развернулась тотальная дебилизация основных средств массовой информации и когда предел умственных усилий многих наших милых сограждан начал исчерпываться чтением журнала «ТВ-тротуар», а на FMном вещании стали истребляться любые признаки музыкального интеллекта, а понятие «духовность» стали уничижительно обзывать «духовка».
Он не изобрел, а лишь мастерски усовершенствовал формулу «люмпен-культуры». Поскольку, уверен, он всегда знал-понимал, что живет среди люмпен-слушателей, тусуется с люмпен-политиками и живет, извините, в люмпен-стране. Из этой песни слова не выкинешь. Его зрители — исконная «публика-дура», обладающая неисчерпаемыми запасами сердечного восхищения в полном отрыве от каких-то извилин. И, чего греха таить, декорации на всех его шоу играют очень хорошо. Чего, как правило, не скажешь об артисте. Технология его обмана оказалась столь простой, но столь же массово-пленительной, что даже Глеб Павловский должен бы записаться к нему на курсы повышения пострадавшей после Майдана квалификации: идти напролом, выпятить комплексы, потакать инстинктам, светить — и никаких гвоздей. И еще в связи с нашим «сакральным» произведением возникла одна очевидность. Оказывается, есть культура сельская, а есть сугубо «селюческая»… То бишь есть великие картины Билокур или потрясающие рассказы Нечуя-Левицкого, а есть… «Сценические мытарства» всех тех, кого с завидной регулярностью наблюдаем на главной сценической площадке. ММ для комбайнера дяди Васи, для бухгалтерши Маши или для народного депутата Петра Петровича придумал свою особую, во всех смыслах «волшебную страну», в которую, как бабочки к огню, они так стремились. Там все всегда поет и веселится. И непременно без слуха и голоса. Там все всегда колосится даже в неурожай или засуху. Эта песенная жизнь, образно придуманная ММ, почти как в фильме Пырьева «Кубанские казаки»: с муляжами надоев и бутафорией зернобобовых. В стране ММ прописаны люди, для которых существует лишь одна проблема на свете (все остальные уже решены) — это «еротичні думки», и то в виде блюза. Ну и как после таких психоделических «видений», навеянных гипнозом ММ, не возрадоваться всем местным партиям на одном отдельно взятом концерте: «Рады, рады, рады белые березы — и на них от радости вырастают розы». Затем розы в виде букетов — на сцену! Ему!
Личное дело каждого человека (политика) — кого поздравлять, кого целовать, кого чествовать... Политик — тоже человек. И у него бывают эстетические слабости. Но я иногда боюсь этих людей… Я опасаюсь встретиться с ними на одной улице… Потому что они до сих пор не отделили китч от государства. Они, наоборот, сращивают и склеивают одно с другим. Причем каким-то фантастическим клеем. Существует трэш, это специальный термин, определяющий ту специфическую нишу, в которой как бы «творит» ММ, —это «мусорная корзина». И радовались бы, и забавлялись бы себе — на кухнях, в ресторанах, на дачах, в саунах… Но почему на государственном уровне? Откуда оранжереи, клумбы, ботанические сады этих цветов преклонения, как знак утверждения китча и трэша главным искусством, как они считают, в европейской стране. Берлускони записывает свои пластинки — себе в удовольствие, в шутку: для дома, для досуга, для забавы. Но в Италии в культгоспочете почему-то не он, а Ла Скала или Федерико Феллини. Тарантино делает из трэша шедевры кино, однако приехав в Москву, он спешит не на концерт Кати Лель, а на могилу Б.Пастернака…
…ММ из нашей жизни не уйдет никогда. Как у электората не уходит надежда на то, что «завтра все будет лучше». И он должен остаться. хотя бы для того, чтобы продолжить опыты своего садистского «тестирования» на поколениях грядущих представителей властных ветвей, во вкусах которых, впрочем, смешно сомневаться. Еще до Нового года, презрев куплет олимпийской песни «До свидания, наш ласковый Миша», он с утра до вечера будет сверкать то на «Эре», то на «Киеве»… Целыми циклами, специальными серийными блоками (словно для маньяков). И я заранее ищу способы обезопасить свой «ящик» от грядущей напасти — то ли в виде свечки, то ли в виде кочерги: «Изыди! Я не здамся без бою!» Правда, уверен, даже после этих стараний мой телевизор (как в фильме ужасов «Звонок») вдруг вспыхнет-включится сам… И на экране возникнет ММ со словами: «Это твоя родина, сынок!»