UA / RU
Поддержать ZN.ua

ПОЛУМЕРЫ — НЕОБХОДИМОСТЬ ИЛИ СЛАБОСИЛИЕ

Интервью с руководителем Управления театров Министерства культуры и искусств Украины Ростиславо...

Автор: Ярослав Минко

Интервью с руководителем Управления театров Министерства культуры и искусств Украины Ростиславом Коломийцем

Из Министерства культуры и искусств Украины пришла интересная новость - при национальных учреждениях культуры созданы наблюдательные советы, призванные всячески помогать им. Мне даже показалось, что это образование в какой-то мере даст ответ на болезненный для многих в последнее время вопрос: нужен ли худсовет, кто возьмет на себя роль официального оценщика качества художественного произведения, в конце концов, кто упорядочит «поток самосознания» сотен исполнителей и художественных коллективов. Ныне к экономическому кризису добавилось резкое снижение художественного уровня почти всех видов искусства, и это часто не зависит, от наличия или отсутствия средств. Бульварщина, китч, пошлость, банальщина, в общем, бездарность всплывают на поверхность с помощью денег, мощной рекламы, намеренных скандалов и интриг, вызывающей аморальности. Поэтому подумалось, что учреждение наблюдательных советов может быть многообещающим прецедентом. Недавно состоялось первое заседание такого совета, курирующего Национальный театр имени Ивана Франко, председателем которого является руководитель Управления театров, профессор Ростислав Коломиец. Естественно, первым вопросом было, кто входит в состав совета и что обсуждалось на первом заседании.

- В него входят представители президентской администрации, Кабинета министров, Министерства финансов и других организаций, действительно могущие оказать конкретную помощь. Мы заслушали аналитическую справку генерального директора Михаила Захаревича (являющегося одновременно заместителем министра культуры и искусств. - Я.М.) о финансовом положении театра по октябрь 1996 года, план по основным показателям - количество спектаклей, загруженность зрительного зала. Должен отметить, что театр имени Франко занимает первое место по посещаемости. Вторым вопросом была информация художественного руководителя Сергея Данченко о репертуарной политике, о загруженности труппы и творческих перспективах театра. На заседании также был рассмотрен вопрос о малом зале на 300 мест, что находится в доме, соседствующем с театром, много лет ремонтирующемся, уродующим уютную площадь перед театром. Сцена и зал фактически уже готовы на 80 процентов, но в доме до сих пор нет крыши, и то, что сделано, может погибнуть. Как будто есть возможность в следующем году завершить работы. Лучше выделить сегодня сравнительно небольшие деньги, чем потом платить вдвое больше... Малая сцена - это решение и творческих проблем, ибо невозможно такую большую труппу держать на должном уровне лишь на одной сцене. Было много вопросов и к генеральному директору, и к художественному руководителю - творческий состав ныне пребывает в статическом состоянии. В спектаклях действующего репертуара в основном заняты несколько актеров. Конечно, малый зал не решит всех проблем, но появится какое-то движение в труппе. Кстати, в парижской «Комеди Франсез» имеется шесть сцен, приносящих доход. Вы почувствовали, что это не только экономические вопросы?

- Действительно, это уже касается творчества, точнее, организации творческого процесса. Но очень важно: имеет ли возможность наблюдательный совет влиять на качество спектаклей?

- Вот тут название «наблюдательный» можно воспринимать буквально, ибо мы никому не собираемся указывать, но свои рекомендации, свои обобщения довести до сведения мы обязаны. Сейчас остро поставлен вопрос о режиссуре, потому что, кроме известного мастера, каким является его художественный руководитель, театр фактически ощущает острый дефицит в постановщиках. Этого не спрячешь и не оправдаешь ничем.

- Значит, в вопросах творчества наблюдательный совет может лишь рекомендовать? Он может, например, дать строгую оценку состоянию репертуара?

- В положении о совете такого нет, чтобы давать строгую оценку, и нам бы не хотелось вмешиваться в художественную политику театра, каким-то образом ее менять. Но спросить можем. Наша главная цель - помочь театру в решении тех проблем, которые он сам не может решить.

- Меня интересует вопрос, будет ли действенной работа наблюдательного совета. Экономическая помощь - это прекрасно, добрый совет - тоже хорошо, а кто скажет о плохих спектаклях, которые всегда остаются даже вне обсуждений, уже не говоря о какой-то ответственности. Складывается впечатление, что в том же театре имени Франко, безусловно, одном из лучших в стране, нет провалов, репертуарных перекосов, хотя это не так. Вот вы говорили о состоянии режиссуры в театре, но ведь это зависит от художественного руководителя, кого он приглашает на постановку. Многие не могут привыкнуть к тому, что все в театре единолично решает режиссер. Он и раньше имел почти неограниченную власть, а сейчас он просто что захочет, то и сделает. Нет даже и намека на какой-то арбитраж.

- И не может быть. Скажу свое личное мнение и буду отстаивать его где угодно. В искусстве все субъективно. Если человеку поверили и назначили главным режиссером, то он в соответствии со своей программой подбирает себе исполнителей. И эта программа обязательно будет субъективной, в нее кто-то впишется, а кто-то нет.

- Ростислав Григорьевич, как вы относитесь к мысли создания наблюдательных советов в областных центрах? Не в приказном порядке, а в интересах самосохранения...

- Мне кажется, об этом стоит подумать. Но должен сказать, что ни в одной стране не существует столько государственных театров, как в Украине, у нас их слишком много. Надо переходить на рыночные отношения. Мы сейчас разрабатываем положение об актерской бирже, прилагаем усилия перехода театров на контрактную систему, как в театрах имени Франко и Леси Украинки.

- А вы убеждены, что эти театры работают на контрактах?

- Формально, да. Правда, государственные театры могут брать на договор только новых работников, а те, кто уже работает, - того и не упросишь, и не уволишь. Франковцы ежегодно принимают двух-трех молодых актеров, но они, как правило, берутся на какие-то конкретные роли, на какую-то перспективу. Другое дело, что не всегда молодые оправдывают надежды.

Возникновение наблюдательных советов - положительное явление. Но все же, мне кажется, в этой инициативе организаторы остановились на полумерах, оправдываясь, как всегда, отсутствием средств. Так было с введением контрактной системы, так и с наблюдательными советами. Их руководителями являются или будут официальные лица, членами - в основном представители официальных организаций, большинство из которых косвенно по долгу своей работы так или иначе обслуживают национальные учреждения культуры и искусства. То есть, если говорить в общем, мы имеем еще одну официальную структуру без привлечения общественности. Спору нет, представители президентской администрации, Кабинета министров, Министерства финансов многое могут в экономическом и даже политическом смысле, что тоже очень важно. Но почему-то этот совет представлялся чем-то похожим на попечительный, в который входили бы и популярные представители общества, обладающие общественным авторитетом и деньгами. Мне кажется, то ли министерство не готово сотрудничать с общественностью, то ли не желает давать больше свободы театрам, пока оно ограничивается полумерами, растягивая процесс перехода на новые формы деятельности на годы. Может быть, это необходимая реальность, а может быть - слабосилие.

И все же даже в таком виде наблюдательный совет - это маленький шажок вперед.