UA / RU
Поддержать ZN.ua

ПОЛЕТЫ ФАНТАЗИИ ОЛЕСИ САВЕНКО

Неожиданно оказавшись в конце весны во Львове, я посмотрел видеозапись спектакля «Подвiйнi бздури» («Двойная чепуха»), поставленного режиссером Вадимом Седлецким...

Автор: Константин Дорошенко

Неожиданно оказавшись в конце весны во Львове, я посмотрел видеозапись спектакля «Подвiйнi бздури» («Двойная чепуха»), поставленного режиссером Вадимом Седлецким. Этот спектакль побывал на гастролях и в Киеве, но тогда я о нем не знал. Однако то, что человеку интересно, рано или поздно само находит его. В своеобразном, очень непростом и прихотливом действе под музыку, состоящем из цикла пластических сцен, основную смысловую нагрузку несли костюмы. Они создавали драматургию спектакля, его образность, содержа в себе многоплановый эстетический, психологический, эротический смысл. Находясь под впечатлением от увиденного, я почувствовал необходимость встретиться с художником, создавшим столь необыкновенные работы. И встреча эта подарила знакомство с человеком, безусловно, неординарным.

Олеся Савенко родилась в Перми. Закончив Украинский полиграфический институт им. И.Федорова во Львове, занималась иллюстрированием детских книг, преподавала рисование во Дворце пионеров. Желание создавать костюмы пришло к ней, по ее словам, совершенно внезапно. И в этом занятии в полной мере раскрылась оригинальность ее таланта.

«Творчество - способ жизни, который постоянно сталкивает меня с неожиданностями во мне самой и в окружающем меня мире, - говорит Олеся. - Мой девиз - «безладнiсть». Я доверяю людям, считаю, что это гарантия успеха во всем. Главный принцип творчества - беспринципность. Никаких привязок к местности, национальности, полу. В моем творческом воспитании нет порядка. Как любой человек конца ХХ века, я подвергалась всем влияниям. Здесь и Климт, и Хаусваллер, и Шилле. Выделить особо никого не могу...»

Раскрепощенность фантазии Олеси - от отсутствия давления школы, традиции. Первая ее коллекция, не имевшая названия, была создана в 1993 году. Она состояла из женских нарядов, но каждый из них носил мужское имя. Следующая коллекция - мужская. «Мужчины - любимый объект творчества. Общение с ними вызывает не только полеты во сне, но и полеты фантазии».

Коллекция послужила основой для спектакля «Подвiйнi бздури». Костюмы требовали своеобразного подхода, их конструкция диктовала сюжетную линию спектакля. Постановка была показана на Международном фестивале экспериментальных театров во Львове «Золотий Лев-94». И хотя она не участвовала в конкурсной программе, жюри, в качестве исключения, отметило ее первой премией за костюмы. После этого появились новые предложения. Олеся работает художником в камерных постановках во Львове. Среди них - «Саломея» Оскара Уайльда, «Исповедь» по Жану Жене, «Кабаре» - по одноименному фильму и мюзиклу. На львовском телевидении сняты три передачи о молодой художнице.

- Как ты решилась взяться за творчество такого специфического автора, как Жан Жене?

- Приглашая участвовать в новом спектакле, меня зовут на репетицию. Я смотрю, и если мне нравится, начинаю работать. Спектакль мне очень понравился, и хотя он вызывает самые разнообразные мнения и отзывы, мне интересно было работать над ним. Во-первых, я не согласна с распространенным представлением о героях Жана Жене. Во-вторых, художник не всегда должен следовать тексту дословно. Нужно из характера персонажа делать свои выводы. Авторское видение всегда имеет право на существование.

Среди прочих интересов Олеси - работа с музыкальными группами.

«Это очень увлекательно - быть их стилистом, - говорит художница. - Только зачастую рок-музыканты - люди с очень конкретным мышлением, и довольно заскорузлым, судя по имиджу, который они себе выбирают. Когда слышишь какую-то вещь, которая тебе нравится, моментально рисуется образ, могущий совершенно по-новому ее преподнести. Но у музыкантов уже есть свое видение. И, как правило, оно исходит из очень традиционных представлений. Странно, что люди, развивая какие-то идеи в музыке, во внешнем виде остаются крайне консервативными, не понимая, что синтез музыки и необычного внешнего вида может вызвать невероятный эффект».

Замыслы Олеси все время требуют от нее работы в новых областях творчества. Так, специально для того, чтобы запечатлеть свои модели, она научилась фотографировать. И художественный уровень ее фотографий высоко оценивают профессионалы. Для Олеси творчество - это жизнь. Она мечтает создать зрелище, равноценное видеоклипу по концентрированности, насыщенности идеями и действием, и при этом - лишенное претенциозности, просто напоминающее сон. Зная ее оригинальность и неистощимую энергию, можно смело надеяться: в культурной жизни Львова с Олесей еще будет связано немало неожиданных и интересных проектов.