UA / RU
Поддержать ZN.ua

«ПОКЕМОН»: ОН ПОЙМАЕТ НАС ВСЕХ...

В жизни женщины нечасто бывают минуты, когда она радуется, что ей уже не двенадцать лет. В моей жиз...

Автор: Линор Горалик

В жизни женщины нечасто бывают минуты, когда она радуется, что ей уже не двенадцать лет. В моей жизни это происходит, например, при мысли, что возраст прыщей позади или что проблема преподнесения кому-нибудь своей девственности давно решена. Но особые восторги по поводу принадлежности своей к поколению яппи возникают у меня в последнее время именно при виде чего-нибудь красненького- желтенького-синенького, глазастенького-ушастенького, прыгающего-летающего- плавающего, не горящего в воде, не тонущего в огне... Какого-нибудь, словом, покемона.

...В 1999 году великая мультипликационная корпорация The Warner Brothers, родная мать Аниманьяков, Багс Банни, Бэтмена и еще целой кучи двухмерных идолов, выпустила на американские экраны новый полнометражный мультипликационный фильм производства японской компании 4Kids Entertainment. Хотя в мультфильме (и в последовавшем за ним мультсериале) с ироничным названием «The Pocket Monsters» («Покемон») речь идет о зверюшках совсем не карманного размера, слово «pocket» является ключевым в концепции, стоящей за их созданием: объектом охоты «братьев Ворнер» являются именно карманы юных зрителей, а порожденные мультипликаторами трогательные создания — подлинными финансовыми монстрами.

Мультфильмы и мультсериалы, производимые или представляемые студиями типа Warner Brothers и Диснея, можно считать легкой формой вируса, поражающего сознание детей в возрасте от пяти до четырнадцати лет. Болезнь явно носит возрастной характер и проходила бы со временем бесследно, не проходи сам вирус бесконечную цепь мутаций, в силу которых бэтмен-лихорадка сменяется шира-лихорадкой, которая сменяется хи-мен-лихорадкой, которая сменяется скуби-ду- лихорадкой, не покидающей многих даже в зрелом возрасте и часто сопровождающей своего носителя до самой его смерти. Однако секретные подземные лаборатории мультстудий продолжают свою черную миссию год за годом, день за днем, час за часом, изготовляя все более и более изощренные методы охоты за детским сознанием, угрожая человечеству полной потерей контроля над вселенной, и в первую очередь — разрушением могущественного флота межгалактических спиралелетов, способных... Отойдите все от меня, все со мной в порядке, уберите шприц!

Любителей и ценителей ворнеровской мультипликационной продукции «Покемон» разочаровывает: после блестящих «Пинки и Мозга» и классических «Луни-Тунс» и «Бэтмена» новый сериал поражает наивной тупостью, зеркальной схожестью с дешевыми тайваньскими сериалами (схожестью не только графической, но и сюжетной) и бездарным звуковым оформлением — по крайней мере, на мой вкус мультманьяка. Но, безусловно, все это совершенно неважно: очевидно, что компании нет дела до того, будут юные зрители смотреть «Покемон» или не будут. «Покемон» не предназначен для украшения собой экранов, «Покемон» не создан для того, чтобы обаянию его героев поражались спустя десятки лет, как поражаются обаянию Микки Мауса или Бетти Буп. «Покемон» вообще не мультфильм. Вся та часть мира «Покемон», которая создана художниками-аниматорами и предназначена для пассивного просмотра на голубом экране, — это многосерийный рекламный ролик.

В этом ролике действуют несколько детей (в начальной версии — трое хороших, двое плохих) и 150 существ неопределенного происхождения. Существа — покемоны, дети — дрессировщики покемонов. Цели хороших детей просты и самодостаточны: один из них хочет стать «лучшим дрессировщиком покемонов во вселенной». С моей точки зрения, флаг ему в руки. Но один из плохих детей тоже хочет стать «лучшим дрессировщиком покемонов во вселенной». Возникает борьба. Взрослому человеку эмпатия по отношению ко всем этим персонажам дается нелегко, но дети легко сливаются в экстазе с борцами за успех. Тем более что вокруг пятерых детишек резвится в разных сочетаниях сто пятьдесят зверюшек, одна другой «офигительней», представляющих порой разные стадии эволюции друг друга. Естественно, зверюшки группируются по принципам «огонь-воздух-вода-земля», по цветам, возрастам, методам борьбы друг с другом и прочим важным элементам существования.

Девизом мира покемонов, созданного корпорациями Ворнер, 4Kids, Nintendo и прочими примкнувшими к торговому буму, является «Gotta catch ‘em all!». Этот девиз не имеет никакого внятного отношения к сюжету мультфильмов — это рекламный призыв типа «Оттянись со вкусом» или «Купи два». Покемонов 150, и ты должен приобрести все. Это непросто, поскольку 150 зверюшек существуют в нескольких десятках товарных вариантов: плюшевые игрушки, наклейки, брелоки, специальные обменные карты, пластиковые брелоки, не говоря уже об огромной индустрии электронных игр Pokemon производства Nintendo (12 наименований плюс 3 планируемых релиза), об одежде с изображением покемонов, о смывающихся татуировках, о письменных принадлежностях и прочих типичных элементах маркетингового бума. Кроме того, покемоны (остерегайтесь подделок!) существуют в четырех сериях: Красной, Желтой, Синей и Зеленой, причем некоторые присутствуют только в одной из них, а некоторые — сразу в нескольких, так что приобретший все четыре серии платит штук за 200 уродцев вместо желанных 150-ти. А к концу августа (чтобы начало школьных занятий, не дай бог, не отвлекло детей от действительно важной деятельности) Ворнер Бразерс собирается выпустить две новых серии покемончиков — Серебряную и Золотую, состоящие из двухсот монстриков, причем сколько из них являются принципиально новыми, а сколько — лишь плод эволюции прежних героев, пока неизвестно.

Ни для кого не секрет, что при расчете потенциальных прибылей от создания того или иного детского суперфильма или суперсериала компании-акционеры всегда учитывают немалые суммы, приносимые так называемыми «сопровождающими продуктами». Суммы эти иногда превышают суммы кассовых и телепрокатных сборов. Зачастую «сопровождающие продукты» выпускаются на рынок даже чуть раньше самого анимационного шедевра — для подогрева, и фанаты гордо щеголяют в них на долгожданных премьерах. Однако в случае с «Покемоном» ситуация принципиально отличается от обычной: впервые в истории ставка изначально делается именно на торговлю имиджами и носящими их продуктами, а мультфильмы представляют собой средство увеличения объемов продаж, не слишком качественное, не слишком внятное, но дающее надежный результат, что и требуется, по большому счету, от рекламы. Снятие масок, конец игры в искусство для детей.

И, как всегда, наблюдение итогового момента в медленном процессе смены парадигмы вызывает у меня ностальгический всхлип: злобный каменно-летательный покемон Аэродактиль еще творит зло в лабораториях старого города, а на горизонте уже маячит фосфоресцирующая заколка для волос с голографическим изображением of the next best thing...

Источник: www.russ.ru