UA / RU
Поддержать ZN.ua

ПОЕЗДКА ЗА СЧАСТЬЕМ НА СИНЕМ АВТОМОБИЛЕ

Пьеса Ярослава Стельмаха «Синий автомобиль» долго ждала своего сценического воплощения. Но отнюдь не утратила художественной актуальности, ибо она о вечной тайне творчества...

Автор: Алла Подлужная

Пьеса Ярослава Стельмаха «Синий автомобиль» долго ждала своего сценического воплощения. Но отнюдь не утратила художественной актуальности, ибо она о вечной тайне творчества. И эту тайну в который раз в человеческой истории попытались разгадать. В Киевском Молодом театре, поставив моноспектакль «Синий автомобиль».

Режиссер постановки Игорь Славинский плотно переплел режиссерскую идею с собственным художественным оформлением. Они, идея и сценография, лаконичны и выразительны. Акт творчества, как новое рождение. Все, как в первый раз, с чистого листа. Писатель рождается и умирает с каждым своим творением. Музыка Эндрю Лойда Вебера, существующая по законам собственной драматургии, сопровождает весь спектакль. Под ее звуки и начинается действие пластической увертюрой (балетмейстер А.Борисова), пантомимически рассказывающей о желании главного и единственного действующего лица сжечь в прямом и переносном смыслах все созданное прежде. Сжечь, чтобы начать новую страницу своей судьбы. В роли «А» - актер Алексей Вертинский. Загадочный «А» - Автор, пытающийся написать некое литературное произведение. Умение работать в моноспектакле определяет степень одаренности актера. Моноспектакль, словно лакмусовый определитель органичности и актерского мастерства. А.Вертинский выдерживает испытание моноспектаклем, что называется, «на все сто». Прежде всего за счет своей актерской природы, которая оказалась близка природе авторского текста.Я.Стельмах написал виртуозный монолог о терзаниях автора, выжимающего из себя сюжет. Монолог, полный юмора, замечательно остроумных ходов, эдакий ироничный литературный клип из слов и фраз. И А.Вертинский также виртуозно его интерпретирует сценически. Рассказывая о блужданиях мысли драматурга тропинками вымысла, актер проигрывает роли каждого возникающего персонажа. Кем только не приходится быть писателю в своем воображении! Перед зрителем разыгрывается накручивание сюжета до абсурдных несуразиц, в которых запутывается и сам «А», потеряв связь с реальностью. Действие достигает некоей кульминационной отметки. «А» наконец-то удается услышать тот внутренний камертон, который дает «верную ноту». Теперь он знает, что писать, не надо придумывать, высасывать из пальца, нужно просто прочитать давние строчки в собственной душе, вызвать к жизни забытый привкус счастья, который может быть только в детстве. У «А» момент счастья связан с игрушечным синим автомобилем, который ему подарили когда-то давно. И своей памятью, правдиво и драматично, он расскажет историю своей жизни, семьи, а через призму времени, историю эпохи. И выйдет это щемяще и пронзительно, потому что когда «выдергиваешь нитки из собственной судьбы», получается именно так.

Спектакль, идущий без антракта, все же делает эмоциональную паузу и переключается на иной диапазон восприятия. Диссонанс предыдущей комедии и зазвучавшей драмы трактуется актером на уровне трагедии, личностной и писательской. «А» внутренне выпотрошен, но главная книга создана, написана искренно и честно. И возвратилось ощущение счастья, которое ему так необходимо было найти. А ко мне возвратилось слегка подзабытое редкое, дивное состояние, возникающее в театре, когда ощущаешь непостижимый момент настоящего творчества!

Эмоционально спектакль заканчивается совсем по-иному, чем начинался. Зрители, хохотавшие в первой его половине, потом как-то притихли, будто желая прислушаться к отклику виденного в себе. А может, они хотели вспомнить, когда же в жизни были по-настоящему счастливы.