В Черкассах разгорелся «скульптурный» скандал. Его не затмила и буря скандалов, связанных с выборами. Впрочем, нельзя сказать, что суетливо-показательное открытие памятника поэту Васылю Симоненко с выборами не связано. Открытие (с оркестром, множеством флагов, с телекамерами, трибуной и речами) состоялось за неделю до них, 19 марта. К этой дате городские власти и спешили…
Во многих городах есть памятники-визитки, которые обожают туристы. Есть в этом ряду и не лишенные некоей забавности скульптуры. «Писающий мальчик», может, и смущает чей-то вкус, но является достопримечательностью Брюсселя. Достопримечательность села Косеновка, что под Уманью, — памятник вождю мирового пролетариата, созданный сельскими умельцами и оставшийся нам в наследство как хороший образец народного примитивного творчества. Честное слово, не хочется, чтобы памятник поэту попал в разряд каких бы то ни было «забавностей».
Многие, приходившие взглянуть на монумент до официального открытия, погружались в состояние, близкое к шоку. Впрочем, не все. Лично я наблюдал и другую реакцию: трое детей лет 12 похохатывали, показывая на скульптуру пальцем c ракурса, о котором позже мы еще вспомним. Ну а творческая интеллигенция, что случается крайне редко, была практически единодушна.
Председатель областного отделения НСХ Юрий Ищенко: «Самодеятельность!.. Очень сырой памятник. Пропорции нарушены, шея длинная, сам какой-то куцый, непластичный. Да и вообще из гипса памятники на площадях и в скверах не ставятся. Если устанавливается памятник — так сразу из бронзы или камня. Раньше в парках ставили гипсовых девушек с веслом — и то получалось более художественно. Сам скульптор, может, и не виноват. «Замучили советами»: один одно ему советовал, другой — другое, третий — третье. И все время спешили. Нас, я имею в виду Союз художников, устранили от создания памятника. Первые два варианта мы еще видели. А потом на худсовет нас уже не приглашали».
Заслуженный художник Украины Виктор Клименко: «Это не Симоненко. Это просто ужас…»
Заслуженный художник, скульптор Иван Физер: «Такие работы мастерят студенты второго курса. И за это им ставят двойки».
Миниатюристка Людмила Шилимова-Ганзенко слов не нашла, лишь плечами пожала. Художник Евгений Найден — рукой махнул...
Первое, что приходит на ум при взгляде на памятник, — это, извините, плакат с сеятелем, которого изобразил Остап Бендер. Через несколько минут разглядывания начинаешь понимать, что перед тобой этакое самодеятельно-пародийное подражание памятнику Маяковскому в Москве. Словно бы полвека после Александра Кибальникова и его выразительно-мощного Маяковского искусство пластики в мире до одури топталось на месте… При этом профили «Симоненко» принадлежат двум разным людям, совсем непохожим друг на друга…
Телеведущий «Студии-2» Александр Марченко: «Как представитель общественности я вхожу в художественный совет по созданию памятника. На совет нас собирали два раза. Первоначально Симоненко сидел в кресле, но на совете решили, что поэт должен быть в движении… В мэрии сделали так, как сочли нужным чиновники горсовета. Мол, деньги города, городской власти и решать, а остальных — не касается. И вот результат. Все, кто что-то понимает в искусстве, в ужасе от этого «памятника». Говорят, к тому моменту, когда фигуру отольют из бронзы, его улучшат, что-то исправят. Будут еще и лебеди за спиной…»
Виктор Степанец: «Я с Васылем дружил более десяти лет, мы вместе учились в университете. Этот памятник ничего общего с Васылем не имеет, это не его осанка, не его походка, он был совершенно другим человеком…»
Фонд по созданию памятника В.Симоненко был учрежден более десяти лет назад. Поэтому беды бы не случилось, если б монумент, достойный памяти поэта, без спешки соорудили через год или даже через пять лет.
На открытии памятника в кругу творческой интеллигенции (не допущенной к трибуне) прозвучало несколько «несерьезных» предложений. Первое: скинуться на кувалду и провести новый открытый конкурс по созданию памятника поэту. Второе предложение было не менее горьким: убрать надпись «Василь Симоненко», приставить иную скульптурную голову и оставить статую (ударение, конечно, на «у») веселить горожан и гостей…
Я умышленно не называю имен скульпторов, этот памятник — коллективное творчество, главным образом, чиновников. Не говорю и о стоимости проекта. Но отмечу, что торопливость с открытием не помогла мэру: решением суда он был снят с выборов (не за памятник, конечно).
Вскоре после того, как на открытии отыграл оркестр, Черкасское отделение Союза архитекторов выступило с требованием убрать с площади выставленную скульптуру. Через несколько дней с гранитного постамента исчезло имя поэта. Кто-то надумал отбить у скульптуры кисть руки, которая волей авторов зачем-то была опущена и по-баскетболистки выставлена вперед. Что особенно выразительно смотрелось в том ракурсе, над которым хихикали юные черкасщане…
Напомним, что скульптуры бывают двух типов. Наш монумент относится к круглой (позволяющей круговой осмотр) скульптуре. Этой «подробностью» создатели памятника как-то пренебрегли, иначе опущенная ладонь (в упомянутом ракурсе) не наводила бы на мысль о Бельгии. По одной из легенд, брюссельский мальчик на века застыл в бронзе после того, как обмочил дверь злой колдуньи. В чем провинился выдающийся украинский поэт перед городскими чиновниками, пока остается невыясненным. Но есть надежда, что памятник Васылю Симоненко в Черкассах не станет посмешищем на века.