UA / RU
Поддержать ZN.ua

Поет гитарная струна

Три вечера подряд вспоминалась формула оптимизма Олега Митяева: «Счастье есть, его не может не быт...

Автор: Екатерина Константинова

Три вечера подряд вспоминалась формула оптимизма Олега Митяева: «Счастье есть, его не может не быть…» В зимние дни оно заявило о себе в Национальной филармонии Украины, где состоялся Международный фестиваль гитарной музыки «Киев-2005».

Было что-то необыкновенное в культивировании «домашнего» инструмента, классическое звучание которого оказалась вполне востребовано и широким слушателем. Подтверждением служил аншлаг в зале, где как будто в унисон с мастерами звучала мелодия сердцебиений. На протяжении трех фестивальных дней слушатели принимали исполнителей с таким восторгом, будто накопившаяся любовь к гитаре наконец нашла своего адресата. А ведь сей инструмент с его живым и энергичным звучанием не так часто доминирует в филармонических залах. Но перед профи Нацфилармония не смогла устоять. К составлению программы организаторы подошли серьезно: репетиции, двухчасовые бесплатные мастер-классы по обмену опытом (на них могли присутствовать все, кто действительно стремится учиться, а не довольствоваться тремя аккордами), концерты в Малом зале (там выступала талантливая молодежь) и, конечно, сольные выступления отечественных и иностранных мастеров, талант которых общепризнан.

Фестиваль стартовал с открытия выставки музыкальных инструментов (непосредственно гитар) фирмы «Ямаха» (компания является организатором форума равно как и Посольство Финляндии в Украине, Итальянский институт культуры в Украине и Фонд содействия развитию искусства). Музыкальные инструменты красовались в фойе, и гости-меломаны могли сами исполнить что-либо, получив море удовольствия. Даже внешний вид гитар говорил о том, что в этих небольших струнных «телах» кроется бьющая через край энергия рок-н-ролльных задатков.

В антракте «ЗН» удалось пообщаться с Андреем Остапенко (он автор и инициатор проекта, заслуженный артист Украины, солист Национальной филармонии):

— Тенденция нарастания популярности гитары идет с 70-х годов, и сейчас этот инструмент очень востребован, — говорит маэстро. — Ведь даже преподаватели музыкальных школ работают на двух-трех ставках, а в консерваториях и музучилищах в конкурсе на этот класс по нескольку человек на место… И как раз фестиваль определяет цель — к чему музыкант должен стремиться. Еще в 1998 году филармония ввела абонементы, и один раз в месяц обязательным пунктом программы был концерт гитарной музыки. Вскоре этого оказалось мало, потому как «общение» с гитарой ограничивалось лишь этим вечером. И вот нынешний фест способствует популяризации инструмента. Нас радует, что это уже второй подобный форум в нашем городе. Вначале были опасения, что после прошлогоднего начинания продолжения не последует, так как все связано с финансовой поддержкой и требует определенных вложений. Но надеюсь, скоро организуем постоянный международный конкурс: я общаюсь с нашими гитаристами и понимаю, что тем же студентам реально негде себя проявить. В этом году мы пригласили лучших гитаристов Харьковского университета искусств имени Котляревского, чтобы как можно лучше представить исполнительскую школу региона. В будущем мы планируем участие на каждом фестивале одной из школ нашей страны. Как известно, в советские годы во времена железного занавеса в международном конкурсе украинский гитарист мог участвовать, только победив на всесоюзном и республиканском. В общем, был дефицит информации, потому сейчас у нас повсеместно практикуется манера исполнения 30-х годов. Опять же огромное значение имеет качество инструмента: чем оно ниже, тем больше форсируешь звук и громче играешь. Кроме того, очень важно, чтобы произведение увлекало самого музыканта. Это универсальный рецепт на предмет того, как понравиться слушателю…

Возможно, этим же рецептом воспользовался и итальянский гитарист Карло Маркионе, который давал концерт в первый день фестиваля. Причем весь репертуар (произведения Д.Скарлатти, Д.Романа, Г.Ф.Телемана, С.Яннарелли, М.Джулиани) подавался в его же транскрипциях — произведение как бы адаптируется под гитару. Перед каждым номером музыкант своеобразно настраивался, складывая руки на манер молящегося буддийского монаха, и почти весь репертуар играл с закрытыми глазами. Подача материала Маркионе отличается мягкостью, красотой музыкальных ходов, чувственностью, слаженностью. Если закрыть глаза, то создается впечатление прослушивания не струнного, а клавишного инструмента. Каждый звук неповторим в своих завораживающих оттенках и среди их многообразия нет промежуточных и случайных. Даже форма рук, прикасающихся к струнам, в виде «яблока», что также характерно для фортепьянной игры. Инструмент Паоло держит не горизонтально, как принято, а вертикально, что также немаловажно в специфике оригинального звучания. Зал три раза вызывал музыканта на бис.

Еще один гость — финн Юусо Ниеминен — победитель I Международного конкурса гитаристов, который проходил в Германии в этом году, выступил с сольным концертом на второй день феста «Киев-2005». Он исполнил произведения Х.Родриго и М.Понсе. Звучание Ниеминена отличается бьющей через край энергией, радужными эмоциями, светлым настроем, насыщенностью (от пьяно до форте и наоборот). А ведь это не характерно для севера, откуда родом гитарист. В исполнении Юусо произведения Родриго «Приглашение и Танец» можно было четко проследить сюжетную линию — сначала кто-то кого-то долго приглашал, а тот в свою очередь не был настроен танцевать, но далее развитие идет по возрастающей, и незадолго до финала этот неведомый образ уже кружится в страстном танце. А «Южная сонатина» Понсе оказалась пьесой с говорящим названием, потому что с первых аккордов в ней ощущалось солнце, жара, песок, пальмы, море, словом, Юг.

Заключительный день фестиваля обозначился таким же привычным аншлагом в зале и выступлением солистов — лауреатов международных конкурсов Олега Бойко и Евгения Митина вместе с симфоническим оркестром Национальной филармонии под руководством Игоря Палкина (для начала они исполнили Концерт соль мажор для двух гитар с оркестром М.Кастельнуово-Тедеско). А вдохновитель фестиваля Андрей Остапенко приготовил Концерт № 1 для гитары с оркестром А.Золкина — здесь словно бы переданы все краски предрассветного города (звон церковных колоколов, нарастающий гул и взрыв). Во втором отделении с гитарными концертами выступили уже знакомые по прошедшим фестивальным дням Юусо Ниеминен и Карло Маркионе.

Гости уехали на родину, а у слушателей останутся приятные эмоции от гитарной музыки и ожидания следующих, не менее волнующих концертов и фестивалей.