UA / RU
Поддержать ZN.ua

Подводная лодка в степях Украины

Центр имени Л.Курбаса проделал фантастическую работу. Выявляя невыявляемое. И исследуя «оксюморон» — как бы действующую молодую режиссуру.

Автор: Олег Вергелис

Подобная «лодка» (в наших испепеленных засухой театральных степях) - молодая режиссура. Явление метафизическое и трагикомическое. Как бы - оксюморон. Подобному явлению природы намедни был посвящен специальный театральный фестиваль, осененный именем Леся Курбаса.

Любой молодой режиссер, отправляясь в «подлодке» в одиночное плавание, норовит нарваться на мину. В столице ему нереально найти сцену для воплощения замысла. Места заняты - билеты проданы. Хоть в оперетте, куда на пушечный выстрел не подпустят пришлого (дабы даже мимолетный контраст не развенчал тамошнего практикующего «голого короля»). Хоть в Национальном им. И.Франко, где только в штате числится, кажется, семь заржавевших режиссерских штыков.

В провинциальных степях молодым «подводникам» и того хуже. Там сразу выбросит на «мель». Там - мгновенно - рука владыки (местечкового царька) загонит бедного художника в угол пошлости. И заставит «гнать пургу» на потребу дичающих (посредством телевоспитания) зрительских масс.Примеры репертуарной развесистой клюквы из Харькова или Донецка - перед глазами или в страшных снах.

Какая-то горемычная и вырождающаяся специальность...

Собственно, уже количество ежегодно выпускаемых «режиссеров» из недр киевского ПТУ (профессионального театрального университета), отданного в управление господам Безгиным, должно активно заинтересовать бюджетный комитет. «Кто» эти выпускники (известны лишь отдельные ученики Эдуарда Митницкого)? «Где» они? На образование «кого» потрачены народные деньги?.. Если только и слышен повсеместный вой - «нет режиссуры!»

Ну а если таковую нынче «штампуют» исключительно для коммерческой прорвы - для сериалопроизводства... Тогда пусть черти из этого бизнеса сами и оплачивают обучение своих «апостолов». Ни копейки - из госбюджета, ПТУ - на голодный пайок.

...Центр имени Л.Курбаса проделал фантастическую работу. Выявляя невыявляемое. И исследуя «оксюморон» - как бы действующую молодую режиссуру.

Для фестиваля отобрали десяток спектаклей. В основном «малой формы». И насколько такая выборка репрезентативна можно спорить, а можно и не спорить. В степях Украины на подлодке далеко не уплывешь.

Тем временем избранные режиссерские экзерсисы из Киева, Симферополя, Винницы (других городов) проявляют мировоззренческие и даже художественные приоритеты постановщиков.

Одни - в упор - смотрят «на дно» жизни, стараясь разглядеть хотя бы отражения звезд в грязных лужах. На основе произведений «новой драмы».

Некоторые другие - летают во сне, завязав с грязной действительностью. Чаще на классической основе.

«Дно жизни» и «сон любви» - основные мотивы курбасовского гала-фестиваля.

Молодые люди из Симферополя, объединившись в театр-студию «МЫ», предлагают инъекцию от мерзости - инсценировку рассказа Маркеса «Глаза голубого пса». Он и Она находят радость взаимности только во сне. Поэтому боятся проснуться. Режиссер Антон Романов затягивает героев и публику в «паутину» сна. Выгородки-сетки сегментируют сцену. Композиционно и музыкально спектакль выверен. Главное - он чувственый. Этот спектакль -эмоциональная ловушка для мужчин и женщин, которые потеряли друга друга в чужих снах, а проснувшись - всплакнули.

Пусть актерам иногда не достает «интимной близости» и взаимного «переливания» чувств. Однако сама композиция решена подчеркнуто культурно. Не «культурненько», а культурно - по отношению к тексту, зрителю, теме.

Трудно прогнозировать как сложится судьба этой студии и режиссера в родном Симферополе. На театральной вотчине-целине г-на Новикова (с его-то «памятником» самому себе еще при жизни...). Пока эти «МЫ» - ищут и арендуют (помещение в центре).

Ищет и арендует - только в центре столицы - молодой и рьяный Стас Жирков (театр «Открытый взгляд»). В марте он получил «Киевскую Пектораль» за режиссерский дебют «Наташина мечта» (пьеса Ярославы Пулинович). И даже внешне заметно - как ему приятно быть «перспективным». Эдаким неунывающим театральным денди (этот не разделит мой пессимизм по поводу «лодки»). По спектаклю судя, парень знает чего хочет… От текста, артиста, от жизни. Хочет - максимального подчинения тем обстоятельствам, которые сам и создает. Его история о девочке из детдома, которая влюбилась в журналюгу и решила проучить богатенькую разлучницу, рассказана откровенно, местами бесстыдно... Так - как смотрят в глаза сопернику. И так - как хлещут по щекам (наотмашь).

Чудесная девочка-актриса в роли Наташи играет «один план» судьбы, мечты. Играет в режиме «реального времени». И ее исповеди - будто бы перед телекамерой или на судебном допросе. Дерзкая, эмоциональная, витальная, эта героиня вызывает в спектакле жалость не спекулятивную (когда из зрителя жмут слезу запретным способом), а искреннюю. Мне показалось, у дебютанта есть «режиссерские мозги». В частности, это заметно по его способностям эмоциональной манипулятивности зрителем, по попытке делать спектакль жестким, «пропорциональным». Хотя бы одна его находка (пусть и не развернутая в «метафору») - горка стоптанной обуви - как-то сразу резанула. И включила «в розетку» електрического сюжета о «дне» жизни и иллюзорности мечты.

Полагаю, мы еще услышим об этом режиссере...

Третий фаворит в моем субъективном фестивальном «рейтинге» - широко известный в узких театральтных кругах Павел Юров. Его спектакль «Депо Северное» (в киевском театре «Сузір’я») уже заполучил стойкую аудиторию поклонников. Надо заметить, пьеса Василия Сигарева действительно «перекроена» качественно, лихо, с правильным режиссерским подвохом.

И снова для меня важно, что говоря со сцены о мерзости (скотство и «трах» в трамвайном депо), молодой постановщик восходит к теме любви, сострадания. Смотрит в лужу, а видит небесных звезд отражение.

У Юрова при всем при этом есть и заметная проблема. Остаться «режиссером одного спектакля». Мотыльком. Времени прошло достаточно (со дня премьеры в Киеве). И свою профсостоятельность нужно закреплять. Где? Да где угодно! На микросцене, на макро... На чердаке или в бескрайней степи. «Современному» театру, в его нынешнем размытом «формате», на самом деле, никакая «академическая» сцена (в купе с лекторами из ПТУ) не нужна! А нужно - желание, влечение, талант (последнее приветствуется особо)… И еще - хотя бы одна маленькая подводная лодка. Чтобы подальше отсюда уплыть.

НЕОБХОДИМЫЕ РЕМАРКИ. Фестиваль молодой режиссуры имени Л.Курбаса состоялся в Белой Церкви. В этом городе на Киевщине в 1920-м работал выдающийся режиссер. Кураторы фестиваля - Центр имени Л.Курбаса, Национальный союз театральных деятелей, Министерство культуры Украины, театр имени П.Саксаганского.