В арт-среде на этой неделе разразился громкий скандал. Неизвестные молодые люди в балаклавах (около 15 чел.) разгромили персональную выставку художника Давида Чичкана в Центре визуальной культуры. Что произошло? И, главное, чем чревато подобное?
Выставка, которой больше нет, называлась "Утраченная возможность". Открылась она в киевском Центре визуальной культуры вечером 2 февраля. И после этого проработала всего два дня - 3 и 7 февраля.
Выставка - любопытная, спорная, задиристая. Во всяком случае, с формальной точки зрения. Проект en masse представлял собой одно четко артикулированное высказывание, довольно лаконичное и понятное даже детям. С логическими - завязкой, развитием темы, кульминацией и финалом. С нужным количеством "воздуха" между изображениями на ватманах, выполненных в технике акварельной графики.
С точки зрения непосредственно содержания выставка, которой больше нет, заслуживала, несомненно, менее радикальных действий. "Утраченной возможностью" идейный анархист и художник Давид Чичкан назвал события (и последствия) киевского Майдана. С его точки зрения, вместо социальной революции произошла националистическая. И это привело к войне.
Работы в экспозиции, которой больше нет, созданные не без влияния Герда Арнца, последовательно раскрывали концепцию проекта. В самом начале зритель видел стилизованные изображения памятников украинским классикам: Лесе Украинке, Ивану Франко, Михаилу Драгоманову. Визуальный ряд сопровождала таблица с цитатами и комментариями: великие представители национальной культуры были социалистами. Драгоманов - основателем украинского социализма. Франко - переводчиком "Капитала".
На рисунках - Леся Украинка сброшена с постамента. Цоколь Драгоманова исписан красными литерами - "русофил" и "гнида".
Франко "украсили", в частности, кроваво-красные лозунги - "Смерть лівим", "Слава нації" и "Чмо". (Своими рисунками Чичкан прозрачно намекал еще и на "декоммунизацию").
С противоположной стены на украинских классиков смотрел такой же, нарисованный на ватмане, памятник "Булыжник - оружие пролетариата". В свободной руке пролетарий Шадра сжимал черно-красный стяг.
Доминантой второго, большего по размеру, зала выставки, которой больше нет, было граффити на две стены: слова "Втрачена можливість". Является ли упущенный шанс и утраченная возможность социальными фактами?" - читаем в учебнике социологии. "Социальный факт - единичное, общественно значимое событие или совокупность однородных событий, типичных для той или иной сферы социальной жизни или характерных для определенных социальных процессов").
Напротив - два диптиха, посвященные Майдану. Черно-белые одинаковые человечки-знаки разговаривали со зрителем с ватманов при помощи надписей на цветных транспарантах-флагах.
"Сталося, що сталося" - подписан один ватман. "А не що хотілося" - второй.
Украинцам, убеждал Чичкан, следовало желать гендерного равенства (надпись на транспаранте), права на бесплатную медицину, 6-часовой рабочий день, "найти себя в классовой войне" и прочих анархистских ценностях. А вместо этого они вышли на улицы с мыслями о Евросоюзе (надпись на транспаранте), свободном рынке, "власти - патриотам" и "смерти - ворогам".
Завершали эту экспозицию красочные антивоенные работы.
Одной из самих запоминающихся на выставке показалась картина, этим летом уже дебютировавшая в международном проекте куратора Моники Шевчик "Наше национальное тело". Смеющиеся младенцы одеты в камуфляж с условными российскими и украинскими шевронами. И вооружены. Как объясняет художник, уже с рождения дети по разные границы двух воюющих стран лишены права выбора: участвовать им в войне - или нет.
"Утраченную возможность", которой больше нет, "убивали" дважды. Сначала, говорят, в соцсетях появились угрозы. Якобы от "правых". Уже в субботу, 4 февраля, запланированную авторскую экскурсию художника и анархиста Чичкана отменили, а ЦВК закрыли на три дня "в связи с угрозой безопасности".
В тот же день - вы, наверное, об этом читали в новостях, - выставку впервые блокировали анонимные "правые". Центр наглухо закрылся на все выходные плюс понедельник.
А уже во вторник, 7 февраля, ближе к вечеру, опять-таки безымянные протестанты, избив охранника, ворвались в экспозиционные залы, изувечили часть работ (посвященные Майдану в том числе). А поверх авторского граффити коряво, краской из баллончика, написали: "Слуги сепарів", "Рупор Москви".
До этого прецедента некоторые выставки в Украине запрещали - но никогда не громили. (За исключением безобразного случая в "Мистецькому Арсеналі" в связи с замазанным муралом Владимира Кузнецова).
В отличие от многих арт-критиков, я своими глазами и с довольно близкого расстояния видела "оппонентов"-нападающих... Это были молодые люди субтильной неприметной наружности. Они были на открытии проекта. И внешне ничем не напоминали "правых" (переговаривались между собой по-русски). На моих глазах они разбили стекло витрины, взяли афишу - и, не торопясь, ушли в сторону Контрактовой площади.
Все это больше напомнило не политическую акцию, а мелкое хулиганство перед рок-концертом.
Затем начались дискуссии. "Напали правые!" - говорили "левые". "Но так и непонятно, кто разбил стекло и забрал на память афишу!" - твердила в ответ. "Это были агенты Кремля!" - посты в соцсетях. "Нет, это доморощенные радикалы!" - там же.
Тем временем обсуждать политику оказалось актуальнее, чем, собственно, содержание экспозиции. Сами организованные "несогласные", кажется, вообще не обратили внимания на переполох. Ответственности за пикет так пока никто и не взял. И как для неорганизованных начинающих партайгеноссе молодые, умеренно-богемные, "люди в черном", которых я видела перед ЦВК, действовали фантастически слаженно.
В общем, "люди в черном" пришли на выставку снова. И ее не стало.
Возможно, не стоит поднимать лежащий на поверхности вопрос: где именно в современной Украине проходят границы свободы слова, а также свободы художественного высказывания? Не особенно привлекают и разговоры на тему самоцензуры современного художника и доверия к некоторым СМИ. Хотя эта тема всем нам совсем небезразлична.
Но один вид покалеченных работ, всех этих продранных ватманов, воспринимается как пощечина пусть спорному, пусть провокационному, но современному искусству.
Во время Майдана (как бы ни оценивал его результаты г-н Чичкан), даже в самый разгар напряженных событий, ни единая душа не покусилась на музей, вы помните? А новость о том, как обычные люди, украинский народ, встали на защиту коллекции Музея истории Киева в Украинском доме, вообще тогда показалась одной из первых ласточек лучшей, уже новой жизни нашей меняющейся страны.
Увы, прецедент, как бы там ни было, рано или поздно перестает быть прецедентом. И если произведения на выставке уничтожены осознанно, демонстративно, напоказ, - значит, в стране "физическое" уничтожение культуры больше не является табу.