Вторая неделя фестиваля искусств «Київ травневий» была отмечена приездом индийского ансамбля театральных миниатюр «Ганешша Натилайа», подарившего киевлянам настоящий праздник ритуального танца, и гоголевской «Женитьбой» в исполнении Московского драматического театра на Перовской. Ансамбль «Ганешша Натилайа» состоял из четырех юных танцовщиц под началом опытной «жрицы», настоящего мастера своего дела, и сумел донести до зрителей ритуальную суть танца — этого подношения богам, или, говоря на языке монотеизма, выражения человеческой благодарности Всевышнему.
Для индийцев танец — скромная жертва высшим силам, но жертва радостная, от чистого сердца, и ансамбль «Ганешша Натилайа» радостно совершал танцевальные жертвоприношения Шиве, Вишну или Раме, рассказывая об этих божествах на языке движений. Декораций никаких не было, на сцене стояли лишь миниатюрные деревья в кадках, символизируя тем самым гармоничность природы, окружающей человека, а может быть, и райский сад. Предпочтение было отдано хореографической традиции Юга Индии, как известно, древнейшей и связанной с культом Шивы. Ансамбль «Ганешша Натилайа» продемонстрировал сочетание танца с пантомимой, иллюстративность и даже скульптурность индийского танцевального искусства, когда танцевальные миниатюры представляют собой сценическое воплощение древних эпических поэм — «Рамаяны» и «Махабхараты».
А вот «Женитьбу» в исполнении Московского театра на Перовской ни гармоничной, ни органичной назвать нельзя. Отсутствовал слаженный актерский ансамбль и яркий режиссерский замысел, вследствие чего достойная игра заслуженного артиста России Виктора Никитина — надворного советника Подколесина — и Николая Мальцева — мичмана Жевакина как-то терялась на общем неспевшемся фоне. Концепция спектакля была понятна: как ведьма-панночка пытается настичь беднягу Хому в «Вие», так некое губительное женское начало стремится уловить в свои сети надворного советника Подколесина, а сводник Кочкарев, или бес в человеческой личине, этому уловлению способствует. Чтобы подчеркнуть бесовскую подкладку своего персонажа, Евгений Яковлев то и дело прегадко высовывал язык и мерзко изгибался. Но только сквозь мистический страх Подколесина проглядывала самая натуральная женофобия и обломовская диванная лень. Так что, пытаясь превратить «Женитьбу» в историю о том, как бес-Кочкарев искушает беднягу Подколесина, Московский театр на Перовской только умудрился растерять комедийность пьесы. Зрители смеялись мало, и лишь появление бравого мичмана Жевакина развеяло общую грусть-тоску.
Сейчас фестиваль вступает в свою заключительную фазу, и поэтому уже можно сказать несколько слов по поводу его организации. К сожалению, мы еще не умеем быть одинаково гостеприимными по отношению ко всем гостям и, расточая внимание гостям из дальнего зарубежья, уже не так любезны с гостями из СНГ. Конечно, они — «свои», могут и потерпеть. Но терпеть не хотят ни свои, ни чужие.
Третья неделя фестиваля пройдет под знаком Дней культуры Италии. Но, конечно, итальянцами дело не ограничится.