UA / RU
Поддержать ZN.ua

ПОДНИМИ-КА МЕНЯ ПОВЫШЕ

же первое упоминание о «Пятом элементе» было весьма зловещим и угрожающим. Когда, например, в прош...

Автор: Джонатан Бернстейн

же первое упоминание о «Пятом элементе» было весьма зловещим и угрожающим. Когда, например, в прошлом году у Брюса Уиллиса спросили, будет ли он сниматься в этой новой картине Люка Бессона, то он с еще более чем обычно напряженным выражением лица плотно проворчал сквозь зубы: «Если бы я ответил на ваш вопрос, мне пришлось бы вас убить».

Несколько приподнял завесу секретности над таинственным проектом один из членов cъемочной группы из подразделения спецэффектов, он пролил весьма бледный свет на суть дела, когда заметил: «Вы, наверно, знаете, что «Бегущий по лезвию бритвы» (Blade Runner) был тем фильмом, с которого сдирались все другие в этом роде на протяжении предыдущих 15 лет. Так вот, с этого фильма будут сдирать следующие 15 лет».

Был, наконец, рекламный ролик: гигантский металлический шар катится вдоль Млечного пути, медленно разворачивается надпись: «Это должно быть найдено». И все. Во времена, когда беспринципная практика маркетинга кино настойчиво вдалбливает в головы потенциальных зрителей живописные картины катастроф, потасовок, головоломных трюков очередного «кинофугаса большой разрушительной силы» еще задолго до того, как он будет воплощен в целлулоиде, ореол секретности, который окружал до недавно «Пятый элемент», делает его аномальным явлением среди подобного рода эпопей. Такая нехарактерная для Голливуда сдержанность поддерживалась еще даже в начальный период съемок картины, когда в предоставлявшейся для прессы информации предпочитали не раскрывать деталей общего замысла «Пятого элемента». Эта таинственность и тщательное ограждение от излишне любопытных возбудили непомерные ожидания чего-то сверхнеобычного, по крайней мере, нового «2001: Космическая Одиссея». И это - таки на самом деле «2001». Но вдобавок еще и «Звездные войны», и «Бегущий по лезвию бритвы», и «Общий призыв», и даже «Старгейт», другими словами, любой из фильмов стоимостью эдак в $ 90 миллионов. В этом случае Люк Бессон делал не какой-то определенный фильм в жанре фантастики, он делал все их сразу.

В полном соответствии с действующим ныне правилом, которое гласит, что чем больше бюджет, тем запутанней сюжет, «Пятый элемент» имеет разветвленную сюжетную линию, которая должна оправдать величие замысла. Каждые пять тысяч лет воплощение зла - огромный, зловонный и устрашающе рычащий огненный сгусток из другого измерения - с грохотом и свистом несется по направлению к нашей невинно простодушной вселенной с единственной целью - повергнуть нас в бездну тьмы и отчаяния. Противостоять всеобщей гибели и разрушению могут только четыре краеугольных камня, воплощающих четыре элемента: землю, огонь, воздух и воду. Только совместно они могут создать пятый элемент - Жизнь ! И только она способна отразить вторжение нехорошей зловредности. Но вот беда, эти камни были украдены из некоей пирамиды еще много столетий тому назад. А сейчас вот 2259 год - и призрак грозящей катастрофы маячит все ближе и ближе.

Ну как оно вам ? А теперь забудьте-ка обо всем таком. В сторону мистицизм сомнительного рода. «Пятый элемент» лопается по швам от натуги в попытках ослепить, поразить и во что бы то ни стало развлечь зрителя.

Брюс Уиллис, играющий утомленного жизнью водителя такси, который нечаянно оказывается втянутым в самую сердцевину галактического круговорота, ведет свое такси по Нью-Йорку, где дорожное движение связано как и обычно с опасностью «дорожно-транспортных происшествий», но теперь оно, знаете ли, осуществляется не по земле, а по воздуху.

Гэри Олдмен играет причесанного под Гитлера торговца оружием. Он хочет нажиться и извлечь прибыль, играя на нависшей над вселенной опасности и необходимости ее спасения, пытается протолкнуть какое-то многоцелевое стрелковое оружие, которое извергает пламя, запросто стреляет одновременно и пулями, и ракетами, и копьями, и чем только нет.

Мила Йовович изображает загадочную и таинственную девицу, которая вваливается в такси Уиллиса, лепеча что-то несвязное, использует какое-то воинственное бормотание и что-то вроде хлопушки для уничтожения устрашающей толпы собакоголовых наемников. сцены с чрезвычайно привлекательной Йовович перемежаются со сценами с участием американского комика Криса Такера, который врывается на орбиту действия и уже никак не сходит с нее в качестве орущего благим матом DJ-ея полисексуала, очень уж смахивающего на Принца. За место под солнцем в переполненной массовке борются также Бритс Ян Хольм, Ли Эванс и Трики, который играет правую руку Гэри Олдмена ( его персонажа так и зовут - Правая Рука) и чьи угрозы рассыпаются в тот же момент, как он произносит первое же слово... так похоже на его записи.

Получив свободу действий в Голливуде, освободившись от ограничений, связанных c государственным финансированием и мелочным вмешательством в процесс создания картины, некоторые европейские режиссеры сохраняют тем не менее твердую приверженность установившимся ранее формам. Среди наиболее известных можно было бы назвать Яна де Бон и Рональда Эммериха или Поля Верховена, который задался целью смягчить тягу Америки к проявлениям торжествующей жестокости. Однако здесь уместно будет заметить, что никто из европейских режиссеров до сих пор не привносил в американский боевик свой национальный колорит в той мере, в какой это сделал Люк Бессон в «Пятом элементе». Жан-Пьер Голтье обрядил весьма многочисленную массовку в какие-то цилиндры, панталоны и виниловые рясы. Привычный «Джо из будущего» Уиллиса оказался родным братом стойкого молодца, грудью встречающего чужаков со страниц французского комикса Metal Hurlant. Ну и, конечно, в фильме ощутимо присутствует французское чувство юмора. Если до сих пор вам казалось, что «Бегущий по лезвию бритвы» - это классика, то этот фильм поистине представляется как один глубокий вздох, исполненный настоящего блаженства. Возможно, что в будущем картина найдет свое место в ряду других коммерческих поделок, но в этом году «Пятый элемент» представляется самым неожиданным событием. Это действительно космическая диковинка. Да, и еще не забыть бы этот важный сюжетный момент - эту Милу...

Журнал The FASE