UA / RU
Поддержать ZN.ua

Подковать Пегаса — дело нелегкое

Когда винницкое небо разукрасили множество разноцветных воздушных шариков с привязанными к ленточкам записками, не отмечался день города, чьи-то именины или свадьба...

Автор: Ольга Скобельская

Когда винницкое небо разукрасили множество разноцветных воздушных шариков с привязанными к ленточкам записками, не отмечался день города, чьи-то именины или свадьба. Шарики с письмами Пегасу запускали на прощание поэты, приехавшие в Винницу на Всеукраинский поэтический фестиваль «Подкова Пегаса-2006».

Винница известна несколькими литературными акциями: бардовским фестивалем «Звуки поэзии», конкурсом одного стихотворения «Малахитовый носорог», литературной премией «Хрустальная вишня». Каждое из этих событий имеет свои устоявшиеся традиции и круг почитателей.

Создание нового поэтического фестиваля организаторы объясняют стремлением к сохранению, развитию и поддержке литературных традиций жанра поэзии, открытию новых литературных имен и популяризации их творчества, а также необходимостью обмена опытом между активистами литературных объединений городов Украины.

Поэтическое Слово, желание быть услышанным, а также стремление пообщаться с теми, кто в состоянии понять внутренний мир поэтов, собрали более пятидесяти поэтов-конкурсантов из 17 городов Украины и почти столько же гостей.

Команда организаторов продумала программу так, чтобы максимально удовлетворить способность воспринимать окружающий мир участниками и гостями: душевный (знакомство с уникальными личностями), интеллектуально-эстетический (концертная программа, открытые микрофоны, бардовский концерт, книжная ярмарка), познавательно-развлекательный (прогулка на теплоходе по реке Южный Буг, поход в музей-усадьбу Пирогова). Хватало внимания, здоровой конкуренции и символики с Пегасами. Последняя присутствовала не только на баннерах и различной фестивальной атрибутике, но даже на дверях деликатных мест с лаконичными буквами «М» и «Ж».

Серьезный подход проявился в организации творческих мастерских, во время проведения которых члены жюри индивидуально общались с поэтами, анализируя их стихотворения. Домашняя, уютная обстановка располагала к доверию. Авторы, прошедшие мастер-классы, не уходили, а искренне аплодировали, отмечали поэтические находки и пытались чему-то научиться друг у друга. В финальное конкурсное выступление попали только 30 человек из 51-го приехавшего.

Чрезвычайно активно участники и гости реагировали на модное поэтическое шоу слэм, эпатаж, разрушение привычных представлений о воздействии текста на зрителя. Для поднятия уровня адреналина каждый из соревнующихся предварительно сдал в общий банк по червонцу в надежде победить и забрать все.

Главная задача данного действа — не качество текстов, а умение автора поразить публику артистизмом в течение ограниченного промежутка времени (четыре минуты). Для победы в слэме важен нетривиальный подход и полет фантазии. К примеру, Игорь Павлюк читал свои стихи, стоя на голове, объясняя впоследствии свою выходку тем, что весь мир сейчас стоит на голове, и единственная возможность для поэта привести этот мир в естественное состояние — это самому стать вверх ногами.

Другие авторы растягивались в шпагате и кувыркались колесом (Руслан Белый), использовали элементы стриптиза и выпрыгивали на зрителей с криками: «Ти моя мама! Ти мій тато!» (Влад Волочай). Лучшим слэмером был признан Стас Кузьмин (Днепропетровск) — благодаря все же не дешевым артистическим эффектам, а глубине и выразительности стихов. Победитель благородно отдал выигрыш всем на «дополнение к закуске».

По вечерам открытые микрофоны с ироничными модераторами сближали участников, давали возможность каждому заявить о себе во весь голос — в прямом смысле этого слова. «Поэты-террористы» Влад Волочай и Павел Коробчук устроили импровизированный захват заложников, толкались, прыгали, кричали (все действо сопровождалось выразительной декламацией стихов), пока их не «подавил» еще более экспрессивный «пират» Валерий Сазонов. Запомнились исповедальные выступления одинокого волка Юрия Крыжановского, вдохновенного Влада Клена. Ночные посиделки не прекращались почти до утра, плавно переходя в самоорганизацию поэтов и открытые чтения без модераторов.

Различные формы творческого общения оживляли своим присутствием члены жюри и почетные гости, среди которых известные и авторитетные в современной русско- и украиноязычной литературе имена — Вячеслав Рассыпаев, Василь Дробот, Роман Скиба, Николай Подгорный и др.

Необходимо отметить, что фестиваль полностью был проведен только благодаря усилиям и при помощи, назовем так, «частной инициативы» без какого-либо участия политиков, благотворительных фондов, официальных либо общественных организаций, которые иногда возле графы «Культурная помощь» ставят галочки в отчетах. И еще — «неофициальная поэтическая культура» способна вызывать у людей значительно больший живой и неподдельный интерес по сравнению с благополучной культурой «официальной».

Гран-при фестиваля «Подкова Пегаса-2006» и одновременно приз зрительских симпатий получил поэт из Николаева Алексей Торхов — маг слова, жесткий судья современности, искренний исполнитель, хозяин сцены, прочитавший стихотворение-приговор о нашем времени «Палата 2006» с подзаголовком «да-не-су-ди-птих». Лауреатами стали 10 участников: Валерий Сазонов (Киев), Юрий Сегеда (Винница), Евгения Баранова (Ялта), Василь Дробот (Киев), Станислав Бойко (Днепродзержинск), Юрий Пусов (Днепропетровск), Людмила Некрасовская (Днепропетровск), Павел Коробчук (Киев), Михаил Квасов (Александровск), Юрий Крыжановский (Киев).

Разноцветные шарики в небе, искренний восторг участников, возвращение к детству — трепетное завершение фестиваля, за которым потребность в продолжении общения и новых встречах.