Архитектурно-парковый комплекс в селе Подгорцы на Львовщине, расположенный в удивительно живописной местности, безусловно, является одной из прекраснейших европейских резиденций, созданных в XVII-XVIII вв.
Дворец и парк строились, развивались и менялись на протяжении 300 лет, вплоть до Второй мировой войны. Их развитие было делом заботы и амбиций нескольких поколений владельцев, известных аристократических родов Конецпольских, Собеских, Жевуских и, в конце концов, князей Сангушко. Начиная с XVII в., каждая эпоха добавляла новые элементы, которые должны были украсить и повысить значимость этого "Версаля на Пограничье".
История строительства и последующих трансформаций резиденции, а также изменений в ее внутренней отделке исследована уже весьма хорошо. У нас есть богатая литература о бурной истории этого дворца-крепости, о его художественном значении. Известны и лица, связанные с его развитием.
Резиденция в Подгорцах была заложена в живописной, однако опасной местности, которой постоянно угрожали войны. Это край, к которому, учитывая его географическое положение, история была не слишком добра.
И особое внимание следует обратить на разрушения, произошедшие за последние два десятилетия - уже в независимой Украине. Они не являются результатом каких-то исторических событий и военных катаклизмов. Они - результат небрежности, легкомыслия и обычной глупости тех, кому не хватает понимания, о каком историческом месте, о какой художественной ценности идет речь. Ведь эта культурная сокровищница, которая, как и любой памятник общечеловеческой культуры, должна охраняться. Причем охранять ее обязана как украинская, так и международная общественность. Отсутствие средств на спасение этого выдающегося памятника культуры не является оправданием некомпетентных действий. Этим нельзя объяснить многочисленные ошибочные решения, принятые относительно архитектонического комплекса за обозначенное время.
За свою 300-летнюю историю дворец видел немало варваров - они разворовывали его художественные коллекции, разбирали интерьеры.
Значительная разруха произошла в годы Первой мировой войны, когда дворец сначала заняла российская армия, затем корпус австро-венгерской армии, а потом немецкие войска. Вскоре, в 1919-м, его занимает украинское войско, в 1920-м - снова российское, но в этот раз уже большевистское. Таким образом, вплоть до 1920 г. дворец постоянно подвергался нашествиям различных армий, которые уничтожали замок, грабили и просто бездумно уродовали его интерьеры. Отремонтированный князьями Сангушко в 30-е гг. ХХ в., дворец довольно спокойно простоял вплоть до Второй мировой войны. А новые разрушения и дальнейшее распыление коллекций по различным музеям и учреждениям Львова и не только начались после 1944 г.
Огромная трагедия в истории резиденции произошла в феврале 1956 г., когда из-за преступной небрежности в замке вспыхнул пожар, уничтоживший здание дворца. Самой большой потерей стала утрата исторического потолка.
И вот, наконец, 17 лет назад, в 1997-м, дворец в Подгорцах был передан Львовской галерее искусств. Заслуженный спасатель сокровищ Украины Борис Возницкий планировал провести комплексную консервацию и превратить объект в музей, который был бы открыт для широких масс. В связи с хронической нехваткой средств работы проводились фрагментарно, маленькими шагами. Существенной помощью стало совместное с польской стороной финансирование работ по покрытию крыши медной жестью, что обезопасило объект от дальнейшего разрушения. Однако в течение последних двух десятилетий для выполнения работ часто привлекались фирмы, которые трудно назвать реставрационными. Они выполняли ремонтные работы не просто небрежно - зачастую и за рамками здравого смысла.
Потому "реставрация" способствовала не столько сохранению объекта, сколько его дальнейшему разрушению. Пример - деревянные леса, установленные на северо-западе дворца. Вместо того, чтобы служить восстановлению объекта, они из-за халатного монтажа просто упали, уничтожив часть фасада и сорвав большую часть балюстрады, обрамляющей северо-западный ризалит дворца.
Реставрационные фирмы, осуществлявшие работы по камню на переходах между террасами с северной стороны, оставили часть работ незавершенной, к тому же использовали несоответствующий камень, устанавливали его по-дилетантски, тем самым истратив впустую и материалы, и средства.
Но куда более серьезной угрозой являются работы, проводимые в последние несколько лет в подвалах дворца. Трактованные как "реставрация", они осуществлялись без соответствующих архитектурных исследований, в результате была изменена историческая архитектоническая структура, а именно: произвольно или, скорее, самовольно замурованы старые переходы и проемы и пробиты новые, что создает недостоверный образ здания и, разумеется, усложнит в будущем воспроизведение первоначального состояния уникальной резиденции. Это касается и возможности верифицировать предположение о существовании в подвале дворца скрытой структуры усадьбы XVI в., на основе которого Андреа дель Аква и построил первый дворец для коронного гетмана Станислава Конецпольского.
Несколько управленческих решений также послужили причиной деградации дворцово-паркового комплекса. Обезображена его эстетика, попусту истрачены средства. А это никак не способствует притоку инвестиций на ремонт. Например, подвалы и придворцовые территории были отданы в аренду подозрительным предпринимателям. Результатом их "деятельности" стало дальнейшее уничтожение дворца и еще большее засорение его исторической и культурной среды.
Это касается не только дворца, но и главной оси, которая соединяла его с храмом, создавая единый архитектурный ансамбль. Угрозу для памятника представляет и возможная передача в аренду древнего гетманского заезда. Диким и непродуманным было недавнее решение поставить в парке рядом с заездом памятник, вне всякого сомнения, самому заслуженному для Украины и мира человеку - Тарасу Шевченко. Но как этот ужасный по качеству выполнения памятник, который с одинаковым успехом может быть памятником Энгельсу или Сократу, может стоять именно здесь, принимая во внимание историю дворцового комплекса? Идея установить в историческом парке современный памятник, не имеющий ничего общего с историей дворца, является, мягко говоря, исключительным чудачеством.
Непостижимо и появление четырех мощных труб-колонн на главной оси дворца, ведущей к храму. В последнее время на этих "шедеврах" парковой архитектуры появились вазы с цветами. Своими выступающими из земли трубами, они, по-видимому, должны напоминать нам о трагедии гибели "Титаника". А возможно, по замыслу своих творцов, они должны быть рефреном фантастической красоты колонн, поддерживающих фронтон храма, - уникальных пространственных форм, которые поражают своим волшебством и являются замечательным акцентом этого исторического ландшафта? Или, может, они должны были стать постаментами для последующих памятников?
Объем газетной статьи не позволяет развить тему скандальной бесхозяйственности, преступной халатности и некомпетентности решений, приведших за два последних года к дальнейшей деградации культурного ландшафта одного из величайших архитектурно-парковых комплексов Европы. А тем временем необходимо сделать все возможное для того, чтобы он стал меккой для туристов и достойно представлял в мире бывший "Версаль Пограничья (Восточной Европы)".
А это требует от власти Украины - и региональной, и центральной - принятия смелых решений. Нужно создать все условия для всесторонней регенерации Подгорцев - с помощью и под контролем международных организаций, занимающихся охраной всемирного культурного наследия.
Все в этом мире проходит, нет ничего вечного под солнцем. Но мы должны понимать, насколько много зависит от человека, от его помыслов и поступков: можно создавать, а можно разрушать, можно беречь, а можно уничтожать, можно помнить, а можно предавать забвению...
Историческая справка
Подгорецкий замок построен в 1640 г. по проекту известного итальянского архитектора Андреа дель Аквы. Это один из лучших образцов сочетания импозантного дворца с бастионным укреплением. Замок включен в состав т.н. Золотой подковы Украины.
Он был собственностью украинско-польской магнатерии - Конецпольских, Собеских, Жевуских, Сангушко.
До 1939 г. здесь действовал частный музей князей Сангушко. Когда началась Вторая мировая война, князь Роман Сангушко эвакуировал почти всю коллекцию. Часть ее оказалась в Сан-Паулу (Бразилия), став со временем основой тамошнего художественного фонда.
В 1940 г., после прихода советской власти, замок-дворец передали Львовскому историческому музею. Во время войны он подвергся множественным разрушениям. В 1945-м его разграбили военные Золочевского гарнизона. В 1947-м музей закрыли, а в 1949-м в замке был обустроен санаторий для больных туберкулезом.
В 1956 г. в замке произошел сильный пожар, уничтоживший большую часть внутренней отделки. После восстановительных работ и до провозглашения независимости Украины в замке функционировал санаторий.
В 1997 г. Подгорецкий замок был передан Львовской галерее искусств. В настоящее время замок закрыт на реставрационно-восстановительные работы. Для обозрения доступны лишь окружающие территории, фасад, казематы и подвал.
В 2008 г. Всемирный фонд защиты памятников (World Monuments Fund, NY, USA), по представлению благотворительного фонда "Подгорецкий замок", включил замок в перечень 100 уникальных объектов мирового историко-архитектурного наследия, которые могут быть потеряны для человечества уже в ближайшее время.